vladimir

Развитие парикмахерского искусства в России

Развитие парикмахерского искусства в России

 

Изучая одежду, прически, манеру ношения усов и бороды по дошедшим до нас изображениям великих князей, царей и императоров России, можно составить картину смены стилей одежд и причесок в разные времена. Начиная с великого князя Рюрика, имевшего власть в Новгороде с 826 года, до князя Владимира Святого, который в 988 году крестил Русь, князья носили окладистые бороды и волосы на римский манер до плеч. Во время царствования Ярослава Мудрого (XI век) волосы князей были длиной до середины уха с пробором, окладистая борода была аккуратно подстрижена. Во время царствования Владимира Мономаха (XII век) волосы, усы и борода имели максимально возможную длину. В дальнейшем прически князей приобретали уменьшенные объемы, усы и борода тщательно подстригались - внешность великого князя Александра Невского (XIII век) дает представление о моде того времени. Во времена последующих правителей, в том числе Ивана Калиты (XIV век), Дмитрия Донского (конец XIV века), Ивана Грозного (XVI век), Бориса Годунова (конце XVI - начало XVII века), мода в ношении усов и бороды изменений не претерпевала: усы и бороду не брили. Волосы стригли "под горшок".

 

С воцарением Михаила Федоровича - первого царя из дома Романовых (XVII век) - во внешнем облике царствующих князей сохранялся стиль одежды предыдущего правителя - Василия Шуйского: богато украшенные одежды и шапки с околышем; бородки небольшие, аккуратно подстриженные волосы средней длины. Русские женщины, особенно жены и дочери бояр XVI и XVII веков, жили затворницами. Они знали только терем да церковь.

 

Девушки должны были заплетать волосы в косы, замужние женщины - убирать волосы, не показывать их: волосы покрывали платками, любыми головными уборами в зависимости от сословия. Показаться с непокрытой головой для женщины считалось позором. ("Опростоволоситься" - значит сделать грубый промах, оплошать.) Женщин, заключенных в темницы, с целью опозорить подвергали острижению.

Правительница Софья (конец XVII века) изображена на портрете с короной. Длинные волнистые волосы распущены по плечам. С приходом к власти Петра Великого (1682) изменились уклады, жизнь стала другой. Мужчины сбрили бороды, одежды и прически стали носить на европейский манер. Женщины, жившие до этого затворницами в теремах, были раскрепощены. При дворе затевались балы, гуляния и маскарады, главным увеселением стали танцы. Запад задавал тон в веяниях моды. В Россию приглашены были лучшие мастера различных профессий, приглашались и парикмахерских дел мастера. Крепостные работали подмастерьями. Их называли "тупейными художниками". Но все же Россия, перенимая общее направление западной моды, определила свой стиль, менее вычурный, свойственный спокойно-величавому характеру русской женщины. Надо отметить, что русские женщины не применяли химических красителей для волос, но широко пользовались растительными.

Императрицу Екатерину I украшала маленькая изящная прическа с локонами, унизанными жемчугом. Распущенные по плечами, свободно лежащие волосы - прическа Анны Иоанновны. (В Европе в это время были в моде пудреные прически.) Маленькую прическу с распущенными локонами Елизаветы Петровны, украшенную диадемой, сменил скромный стиль причесок императрицы Екатерины Великой. На гравюре 1762 года она изображена с прической из тщательно зачесанных назад волос, убранных в локоны и скромно украшенных цветами. Позднее прически императрицы были несколько пышнее (а Европе в это время царствовало Рококо). С приходом на трон Николая I наступил расцвет театрального искусства: зарождалась русская опера, был открыт Александрийский театр. Расцвет русского театрального искусства оживил жизнь, дамы появлялись в обществе, поражая разнообразием туалетов и причесок. Это было время расцвета стиля Бидермейер в России.

 

Со времени царствования Александра I мужчины париков не носили, в моде были бакенбарды, усы, со времени правления Александра III в моде вновь усы, борода, впоследствии разделенная книзу надвое.

 

Итак, можно заключить, что парикмахерское искусство в России не выделялось в отдельный вид искусства и, возможно, работа по убранству волос в прическу в допетровские времена считалась ремеслом.

 

В связи с раскрепощением женщины Петром Великим, как уже сказано выше, началось повсеместное увлечение западной модой на одежду и прически, в которые, однако, были внесены элементы самобытности. Но самостоятельного развития искусство создания причесок в России не получило.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Начало развитию парикмахерского искусства положили древние египтяне. Они умели красить волосы хной и обесцвечивать их, применяли завивку волос на железном стержне «каламис». Мужчины верхних сословий брили головы налысо, а женщины коротко стриглись. Делали они это в целях лучшей гигиены (жара + насекомые). Поэтому и появились в Египте знаменитые парики. Египтяне были виртуозными мастерами в этом искусстве, создавая прически необыкновенной красоты и изящества. Они красили волосы целиком и отдельными прядями, накручивали и сплетали в соответствии с модами. Для украшения использовали серебряные и золотые налобные обручи, диадемы, ленты, цветы.

 

В отличие от египтян, греки явили миру пример простоты, доведенной до совершенства - ритмичность волн, упругость пучка на затылке, изысканность украшений. В Древней Греции прически из длинных завитых волос укладывали в конусообразные пучки, волосы надо лбом располагали волнами или мелкими локонами.

 

Лаконичному стилю греков Рим противопоставил пышность и безумную роскошь, дав волю фантазии мастеров-парикмахеров того времени. Именно римляне стали применять дополнения из волос в виде локонов, шиньонов и т.п.

 

Своего расцвета парикмахерское искусство достигло к концу XVI - началу XVII столетия. Характерные для этой эпохи художественные стили барокко и рококо нашли свое отражение и в прическах. Последние стали отличаться чрезвычайным разнообразием и замысловатостью форм. При их создании использовали дополнения не только из волос, но и из лент, цветов, перьев, вуалей и т.д. К концу XVIII века стремление к пышности дошло до того, что из волос стали сооружать корабли, башни, корзины с фруктами. Укреплялись такие прически на специальных проволочных каркасах. Требовалось столь большое исполнительское мастерство, что создавались академии парикмахерского искусства. Подлинным переворотом, ознаменовавшим новую эру в истории парикмахерского искусства, явились два изобретения. В 1882 году француз Марсель предложил щипцы для горячей завивки. А в 1904 году немцем Нестле была изобретена завивка, сохранявшаяся в течение полугода и получившая название «пергамент». Но полное признание пергамент получил лишь в 20-30-е годы. Шестимесячная завивка прекрасно смотрелась на только что появляющейся женской стрижке, удобство и практичность которой со временем оценили все женщины.

 

В 60 годах XX опять начали носить парики. Тогда же прически стали более монолитными, в моду вошел начес. Прически увеличились в размерах, появилась объемность. В них отсутствовали мелкие детали. В этот период в моду входят прически типа "колокол", "клевер", "конский хвост", модные цвета, напоминающие металлы: медь, бронзу, серебро, латунь.

 

В 70-ые годы мода на парики проходит, возвращаются "маленькие" прически с геометрической стрижкой. Новая волна особенно четко проявилась в прическе "гаврош". Начес окончательно вышел из моды. Во второй половине ХХ в. начинают носить прически с распущенными волосами, свободно падающие волной белокурые волосы надолго входят в моду. Тогда же становится модным естественное "движение волос". Это проявляется в методе новой стрижки английского парикмахера Видала Сэссуна - его прически отличаются простым, но вместе с тем изысканным движением волос.

 

Развитие научно-технического процесса способствовало тому, что в парикмахерском искусстве стали происходить головокружительные перемены - все новые и новые возможности в моделировании причесок и уходе за волосами. Улучшаются препараты, парикмахерское оборудование и инструменты.

 

Современные прически чрезвычайно разнообразны и разноцветны. Выбор вариантов и образов огромен. От гладко выбритой лысой головы до каскада длинных волос всех цветов радуги и вида завивок. Поэтому, при выборе прически лучше опираться на индивидуальность, учитывая не только модные тенденции, но и, преимущественно, род деятельности, стилевое содержание гардероба и особенности лица. Каждого человека природа наделила определенной гармонией черт. В каждом лице есть что-то свое, присущее только этому лицу и никакому другому. Всегда можно найти средства, чтобы подчеркнуть эту индивидуальность, оттенить ее еще больше. И современный стилист – парикмахер, повторяя формы и мотивы существующих модных причесок, найдет детали и контуры, которые сделают прическу подходящей к вашему лицу и образу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Развитие парикмахерского искусства в России

 

В связи с раскрепощением женщины Петром Великим, как уже сказано выше, началось повсеместное увлечение западной модой на одежду и прически, в которые, однако, были внесены элементы самобытности. Но самостоятельного развития искусство создания причесок в России не получило.

 

Оченннно интересно!!! Спасибо, НО очень обидно что мы не придумали ничего толкового за столь огромный промежуток времени....... :(

Может историю перепишем........... :D:D:D

Спасибо ещё раз........

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

История парикмахерского и брадобрейского искусства

 

 

 

Самые древние источники сообщают нам удивительные сведения: парикмахер был важнейшим человеком своего племени. Он был и знахарем, и священником. Древний человек был очень суеверным, и доисторические племена верили, что и добрые, и злые духи проникают в каждого человека через волосы. Изгнать злых духов из человека можно было, по их мнению, только состригая его волосы. А если учесть то, что у каждого племени был свой обряд изгнания злых духов через стрижку, то становится ясно, что парикмахер был незаменимым членом сообщества. К тому же, парикмахеры назначали на эти ритуальные дни все бракосочетания и крестили всех детей.

 

Они были главными фигурами в религиозных церемониях. Во время таких церемоний волосы людей были распущены и лежали на плечах, чтобы не препятствовать выходу злых духов. После ритуальных танцев парикмахеры состригали людям волосы в духе моды племени, а потом зачёсывали их назад так сильно, чтобы злые духи не могли проникнуть в человека, а добрые духи не могли выйти.

 

Такие парикмахерские традиции были распространены в Древней Азии. При этом, практически везде, где существовали легенды и суеверия о волосах, парикмахеры процветали. И в наши дни в Индии продолжают своё существование суеверия о волосах, и те, кто умеет делать стрижки и причёски, пользуются большим авторитетом.

 

В Египте, за много веков до Рождества Христова, парикмахеры были богатыми и уважаемыми людьми. Древние памятники и папирусы рассказывают, что египтяне брили свои головы и бороды. Египетские священники даже брили всё тело один раз в три дня! В это время парикмахеры носили инструмент в открытых корзинах. Их бритвы были похожи на маленькие топоры с изогнутыми ручками. Библия рассказывает нам о том, что когда Джозеф был вызван, чтобы предстать перед фараоном, специально для него был послан парикмахер, дабы не оскорбить взгляд фараона небритым лицом.

 

Парикмахеры в Греции заняли выдающееся положение в обществе ещё до 5-го столетия до нашей эры. Эти мудрые Афинские мужчины состязались друг с другом в искусстве стрижки бород. Как раз в это время стрижка бороды стала искусством, а брадобреи стали важнейшими гражданами. Государственные деятели, поэты и философы часто посещали парикмахерские, чтобы постричь волосы или бороду, сделать завивку и побрызгаться дорогостоящими духами. Ещё одним поводом для посещения парикмахерских было обсуждение последних известий, ведь Древнегреческие парикмахерские были общественными центрами, в которых сосредотачивались все социальные, политические и спортивные новости. Важность брадобрейского искусства в Греции могла иметь корни и в том, что репутация какого-то видного грека была принижена его оппонентом, борода которого была более аккуратно пострижена.

 

В третьем столетии до нашей эры македонцы, во главе с Александром Великим (Македонским), начали свои завоевательные походы в Азию и потерпели несколько поражений от персов, которые хватали македонцев за бороды, притягивали их к земле и протыкали копьями. Это привело к тому, что Александр Македонский издал указ о том, что все солдаты должны быть гладко выбриты. Остальные граждане последовали примеру военных, и ношение бороды быстро вышло из моды. В Риме брадобрейское искусство было малоизвестным до 296 года до н.э., когда Тисиниус Мена приехал из Сицилии в Рим и доказал, что бриться - это хорошо. Бритьё скоро вошло в моду и парикмахерские стали местами сбора римских денди. Не было более частых посетителей парикмахерских и салонов красоты, чем римляне. Они часто проводили по нескольку часов в день в салонах красоты, где их брили, стригли, делали им причёски, массаж, маникюр, намазывали их редкими мазями и наносили косметику с неизвестными формулами. У каждой влиятельной леди Рима среди прислуги всегда был парикмахер, а представители богатой знати всегда имели частного брадобрея, как их тогда называли. Парикмахеров так высоко ценили, что была установлена статуя в память о первом парикмахере Рима.

 

Когда на императорский престол в Риме взошёл Адриан, вновь установилась мода на бороды - и по вполне понятной причине. Лицо Адриана было покрыто уродливыми бородавками и шрамами. Для того, чтобы их скрыть, он отращивал бороду. А люди Рима, подражая своему правителю, отращивали бороды независимо от того, нуждались они в этом или нет.

 

Мода снова сменилась. Снова актуальным стало гладко выбритое лицо. Как известно, Гай Юлий Цезарь всегда был чисто выбрит.

 

Как показывает нам история, глава государства был законодателем моды, а граждане государства всегда были готовы следовать стилю своего правителя. Есть много примеров в Библии, в которых фигурирует профессия парикмахера. Например, Моисей приказал всем, кто избавлялся от проказы, бриться наголо. Это было сделано как профилактика, так как евреи всегда носили бороду как знак мужественности. В это время ортодоксальные евреи довольно слабо уважали чисто выбритых мужчин. Во время траура древние Евреи позволяли себе не стричь бороды, но обычно их бороды были аккуратно пострижены. Пророк Эзекиль говорит о древней традиции бритья следующими словами: "Возьми бритву парикмахера и сделай так, чтобы она прошла по голове твоей и бороде твоей." Бритвы тогда делали из раковин и кремня.

 

 

 

 

Помощники Духовенства

 

 

В течение первых столетий после Рождества Христова брадобреи Европы практиковали своё ремесло везде, где было принято брить лицо и стричь бороду. Шарлемань сделал модными длинные распущенные волосы, но каждый новый завоеватель менял моду в соответствии со своими прихотями и личными потребностями. В первые десять веков нашей эры большинство людей, даже знать, были необразованы и не умели ни читать, ни писать. В основном образованными людьми были монахи и священники, которые становились врачами Средневековья. В это время ещё не было профессиональных хирургов. Большинство болезней, которые в наше время легко лечатся, приводили к смерти. "Кровопускание" было наиболее популярным способом лечения всех болезней. Первыми такие процедуры начали проводить священники, нанимавшие парикмахеров себе в помощники. Это было первым шагом в прогрессирующей професии брадобрея. Брадобреи были ассистентами врачей-священников вплоть до 12 века. На церковном соборе в 1163 году духовенству запретили пускать кровь и вообще заниматься врачеванием и хирургией, обосновывая это тем, что пускать кровь из человеческого тела - это кощунственное занятие для посланника Бога. Парикмахеры же, воспользовавшись ситуацией, взяли на себя обязанности, оставленные духовенством, и эра брадобреев-хирургов началась. Тесная связь между парикмахерским искусством и хирургией протянулась на более, чем шесть столетий. В это время профессия парикмахера достигла небывалых высот.

 

 

 

 

Первая парикмахерская организация

 

 

Первая известная парикмахерская организация была основана в 1096 году во Франции, когда Уильям, архиепископ Руана, запретил ношение бороды. Брадобреи-хирурги начали процветать на всей территории Европы. Они были врачами своего времени, и к ним приходили как члены королевских семей, так и рядовые граждане, чтобы вылечить свои болезни, или просто постричься или побриться. Традиционные врачи находились в непрерывном конфликте с брадобреями-хирургами. Парикмахеры освоили лечение зубов так же успешно, как и хирургию, чем нажили себе новых врагов - дантистов. Всё это привело к мощным конфликтам, урегулирование которых требовало вмешательства на уровне королей и высших советов. Несмотря ни на что, парикмахеры сохраняли приоритет лечения зубов и хирургии в течение нескольких столетий.

 

 

 

 

Первая школа хирургии

 

 

В середине 13 века парижские парикмахерские компании, известные как Братства Святого Космоса и Святого Домайна, основали первую в истории школу, в которой проводилось систематическое обучение парикмахеров практике хирургии. Позже эта школа выросла и стала образцом для школ хирургии Средневековья. Многие из лучших хирургов этого времени были воспитанниками Школы Св. Космоса и Св. Домайна. Учреждение этой школы было одним из самых существенных вкладов в развитие человечества. Старейшая парикмахерская организация в мире, известная до сих пор в Лондоне как "Worshipful Company of Barbers" ("Почтенный Союз Парикмахеров"), была основана в 1308 году. Ричард ле Барбур, как глава парикмахеров, следил за всей парикмахерской индустрией в Лондоне. Один раз в месяц он совершал обход парикмахерских и упрекал тех парикмахеров, которые вели себя недостойно или переходили в менее престижные компании. Но не только такой властью был наделён глава парикмахеров. У него довольно успешно получалось пресекать всякие попытки к практикованию парикмахерского искусства неизвестными людьми. Гильдия парикмахеров 14-го столетия была, несомненно, во много раз более мощна, чем любой из современных союзов. Король и совет всячески поддерживали Гильдии, пренебрегая при этом их правилами. Нормальным явлением было снижение срока тюремного заключения нарушителям инструкций Гильдии.

 

 

 

 

Парикмахеры-хирурги

 

 

Вплоть до 1416 года никто не препятствовал парикмахерам практиковать хирургию и лечение зубов. Но вскоре стало ясно, что для парикмахера это слишком. Сложно представить себе, чтобы обычный человек мог достаточно хорошо владеть практикой как хирургии и лечения зубов, так и разнообразных парикмахерских и брадобрейских услуг. Люди начали жаловаться на то, что после посещения парикмахера-хирурга они становились ещё более больными, вместо того, чтобы вылечиться. Много брадобреев начали заниматься шарлатанством, чтобы скрыть своё невежество в медицине и анатомии.

В конце концов, жалобы попали во внимание мэра и совета Лондона. В 1416 году вышло постановление, под страхом смерти или лишения конечностей запрещавшее парикмахерам заниматься врачеванием. Парикмахер мог только в течение трёх дней с момента обращения пациента представить его одному из мастеров Гильдии брадобреев-хирургов. Но до 1461 года парикмахеры были единственными людьми, занимавшимися хирургией.

Хирургия всё ещё была на примитивной стадии развития, но постоянно делались всё новые и новые открытия в этой области, и парикмахеры не имели возможности за ними успевать, пытаясь при этом совершенствоваться в навыках парикмахерского искусства и зубоврачебной практики. Хирурги начали выходить из тени, всё более ревностно относясь к привелегиям, предоставленным парикмахерам. Но ещё долгое время хирурги не могли ничего сделать, чтобы отстранить парикмахеров от занятия хирургией. В 1450 году актом парламента Гильдия Хирургов была объединена с Союзом Парикмахеров. Парикмахерам запретили заниматься кровопусканием, прижиганием, вырывать зубы, а также выбривать тонзуру ("тонзура" - У католических священнослужителей: выбритое место на макушке). Однако, совет, регулирующий действия хирургов и парикмахеров-хирургов, состоял из двух хирургов и двух парикмахеров. При этом каждый раз, когда хирургу выдавали диплом, позволяющий заниматься его профессией, подписи ставили не только хирурги, но и оба парикмахера. Хирурги обижались на это, но не могли ничего поделать, так как парикмахеры пользовались благосклонностью монархов и сохранили свои привилегии до середины 18-го столетия. Короли Генри VIII, Чарльз II и королева Анна дарили брадобреям богатые подарки и давали им высокие должности. Согласно статье в законе Генри VIII, парикмахеры-хирурги имели право раз в год получать тела четырёх казнённых преступников. Вскрытие производили четыре раза в год в Зале Брадобреев-Хирургов, который и по сей день находится в Лондоне.

 

 

 

 

Распад Союза

 

 

С развитием терапии, хирургии и лечения зубов как отдельных разделов медицины, парикмахеры стали всё менее востребованными в своих, не самых лучших, тройных способностях парикмахеров-хирургов-дантистов. Хирурги захотели окончательно освободиться от влияния парикмахеров, и ходатайствовали в парламент о том, чтобы разорвать "старую дружбу" парикмахеров с хирургами и чтобы каждая из профессий строго придерживалась своих границ. Для рассмотрения вопроса парламентом был созван комитет, который, в конце концов, передал парламенту сведения об удовлетворении прошения. Постановлением парламента, утверждённым королём, союз парикмахеров и хирургов был распущен в июне 1745 года. Были сформированы два отдельных союза, и собственность, принадлежавшая прежде совместно парикмахерам и хирургам, была разделена между новыми двумя союзами.

 

 

 

 

Упадок профессии

 

 

Эти события привели к спаду популярности профессии парикмахера. То же самое произошло во Франции во время правления Луи XIV. К концу 18 века парикмахеры окончательно растеряли все права на занятия хирургией и лечением зубов по всей Европе, кроме очень маленьких городов и забытых Богом мест, где и в помине не было ни хирурга, ни дантиста. После того, как парикмахерам запретили заниматься терапией, хирургией и лечением зубов, они стали не более чем ремесленниками и прислугой, слугами моды. Когда в 18-ом и начале 19-го столетий в моде были парики, парикмахерам не оставалось ничего другого, как делать парики.

Профессия парикмахера потеряла своё былое величие, и парикмахеры стали скорее чернорабочими, чем профессионалами. В Англии, Америке и во всём цивилизованном мире парикмахер стал всенародным посмешищем. Парикмахерские стали притонами, местами, где собирался всякий сброд. Грязные истории, злонамеренные скандалы и всякого рода сплетни характеризовали парикмахерские этого времени. Парикмахерская стала местом, где мужчины освобождали самые низкие свои инстинкты, и куда женщин не допускали.

 

 

 

 

И снова подъём...

 

 

В конце 19-го столетия произошло несколько примечательных событий, связанных с профессией парикмахера, которые привели к подъёму её популярности. Сложно было сказать, сколько времени должно было пройти, чтобы на парикмахера смотрели как на профессионала, наравне с дантистами, мастерами маникюра-педикюра и другими родственными профессиями. Но было очевидно, что общественность, да и сама профессия, готовы к лучшему.

В 1893 году А.Б.Молер из Чикаго основал школу парикмахеров. Это было первое учреждение такого рода в мире, и его успех был очевиден с самого начала. Школа отстаивала права на выдачу дипломов о высшем образовании, и открывала филиалы почти во всех крупных городах Соединённых Штатов. В начале в этой школе обучали только практическим навыкам стрижки, бритья и ухода за лицом, так как ни общественность, ни само парикмахерское искусство ещё не были готовы к принятию научных тенденций в области волос, кожи вообще и кожи головы в частности. Только в 1920 году был сделан мощный рывок к превращению парикмахерского искусства в полноценную профессию, такую, какой мы её знаем сегодня.

 

http://www.razors.ru/articles/history/barber_history.php

Изменено пользователем Велена

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Парикмахерское дело в России

 

 

Допетровская эпоха

История прически и стрижки России разнообразна. Но в своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, женщины — косы, для расчесывания которых использовали гребни. Найденные на раскопках гребни также стары, как история нашей культуры. Материалом для него служили дерево, рог, кость, металл. Под влиянием норманнов стали переходить к полудлинным волосам, бороды стали брить, оставляя только усы.

С распространением христианства вновь появляются длинные бороды, подстриженные в форме лопаты. Самой распространенной среди мужского населения Древней Руси от мала до велика была стрижка «под горшок». И эту работу выполняла домашняя прислуга у состоятельных граждан или глава семейства — у бедняков. С XIII века, вследствие татарского нашествия, русский люд стал подражать и стричься по восточному обычаю, даже брить голову наголо.

 

 

Царская Россия

В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ — «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Большинство населения в этот период пользовалось услугами «холодных», бродячих цирюльников. В обязанности цирюльников входило не только стричь, брить, но и пускать кровь, ставить пиявки, вырывать зубы, лечить раны. Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.

Петровские реформы ввели немецкие, а затем французские моды. В 1702 г. Указ царя перечислял всех, кто должен надеть модные европейские костюмы и изменить прически. Нарушителей безбожно штрафовали. Был введен специальный «бородной ззакон» (пошлина на бороду): заплатив ее, владелец бороды отдалял на год ее сбривание. У городских ворот оборудуются специальные будочки, в которых находились наблюдатели и сборщики пошлины.

При правлении Петра I наконец женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих. Так в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России.

Старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев. Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. Бородной знак в 1762 году был отменен.

Уже в XVIII веке существовали журналы мод, их которых дамы узнавали о модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение» и др.

 

Приведем фрагмент хроники 1799 г. (распоряжение столичного оберполицейского):

 

18 февраля — запрещается танцевать вальс.

 

2 апреля — запрещается иметь тупей, на лоб опущенный.

 

17 июля — запрещается всем носить широкие большие букли.

 

12 августа — «Чтобы никто не имел бакенбарды».

 

А. С. Пушкин писал об этом времени: «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр».

 

1801 г. — Александр I издает Указ обрезать волосы и косы иметь только 4 вершка.

 

1806 г. — кадетам было-приказано стричь волосы под «гребенку».

 

1807 г. — офицеры носят косы только в торжественных случаях.

 

При дворе Екатерины II особенно распространилась мода на парики.

 

 

Цирюльники и куаферы

Цирюлен в городах было мало, и парикмахеры бродяжничали, нося с собой свой инструмент.Они ходили по базарам дворам и квартирам, выискивая клиентов. Цирюльники таскали с собой громоздкие ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их скоморошьи присказы:

— Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем. Банки, пиявки, набор грудной степной травки!

Эти присказы — своеобразный перечень работ и услуг, проходившихся цирюльниками. Кроме стула, неизменной принадлежностью цирюльников, как мы уже заметили, был приборчик. В нем находились ланцеты, ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а также некая «помада собственного изготовления, рекомендуемая для ращения волос»... Цирюльник в России — профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны.

Бродячие цирюльники слыли высококвалифицированными мастерами парикмахерского дела, чем и сами нередко гордились. Каждый из них имел свой круг клиентов и своеобразную легализацию. Один служил, например, при дешевых городских банях, другой ходил «по приглашениям» по домам, третий работал в дорогом фешенебельном салоне.

Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.

После войны 1812 года французские пленные сменили мундиры на платье цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа. В крупных городах открываются парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств. На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого.

Россия в области моды была полностью ориентирована на Францию. В салонах, в своем большинстве, заправляли французские мастера.

В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, «залы для стрижки и бритья». Заметим, что пользоваться их услугами могли только люди состоятельные, ввиду того, что любая из них обходилась весьма недешево. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от помады волосами. Здесь же, в залах, не только стригли-брили, но и торговали парфюмерией. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов по парикмахерскому делу и причёске способствали распространению всевозможных вариантов причёсок. Несмотря на внешний лоск и блеск (парикмахеры были одеты в хорошие костюмы, носили манишку и цветной галстук), их труд был сплошным унижением перед богатыми клиентами.

 

 

Парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами.

В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888—1890гг. Иван Андреевич Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

 

 

В 1886 г. за участие во Всероссийской выставке он получает Большую серебряную медаль. А, участвуя вне конкурса в 1888 г. в Париже и выполнив три прически , он поразил Высокое жюри и ему вручили бриллиантовые академические Пальмы.

 

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже ему вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства, его приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы.

 

В 1909г. И. А. Андреев выпустил книгу своих воспоминаний, Альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог.

Парикмахерское дело в СССР

 

В первые годы XX века вновь наблюдается преклонение перед заграницей. Дамские мастера — французы — отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев. И хотя они уже доказали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся в сознании зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами. В первые три десятилетия XX века парикмахерское искусство находилось на невысоком уровне. Первая мировая война, революция, гражданская война — все это отрицательно сказалось на уровне жизни общества, не говоря уже о парикмахерских услугах.

 

В 1914 г. — появляется «Русская стрижка» — первая короткая женская стрижка, внесшая такое нежное очарование в облик россиянок. Короткие волосы дали новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать при помощи холодной укладки или горячими щипцами. Это был хоть какой-то «прогресс». Только к концу 30-х годов в России появляется довольно широкая сеть парикмахерских, оказывающая населению большой набор услуг. Наряду с модными в то время стрижками типа «Фокстрот» женские парикмахеры с успехом выполняли сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных — вертикальным. Технологический процесс осуществлялся паровыми или электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические краски.

 

 

В 1936 г. в специальном приказе Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР предусматривалось не только расширение сети парикмахерских и улучшения их работы, но и коренное изменение методов работы мастеров. Были разработаны новые правила, новые прейскуранты. Большое значение имело постановление о присвоении мастерам категории в зависимости от их квалификации и о введении звания «мастер парикмахерского дела». Открываются первые салоны. Мастера начинают работать электрическими машинками для стрижки, появляются аппараты для электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938 г. получили трудовые книжки. К 40-м годам — термическая завивка прочно вошла в арсенал услуг дамского парикмахера.

 

Великая Отечественная война перечеркнула все из того, что было создано, страна потеряла много квалифицированных мастеров. В послевоенный период парикмахерские вновь стали возрождаться из пепла. Изобретенный в тридцатые годы в США химический метод завивки волос только к пятидесятым годам будет широко внедрен в парикмахерские услуги России и других союзных республик бывшего СССР. Наряду с этим становится популярной укладка волос на бигуди[6]. Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми и электрическими аппаратами. А появление окислительных красителей из парофенилендиамина (урзол) позволило упростить технологию и расширить цветовую гамму оттенков при окраске волос.

Оторванность от внешнего мира и государственные проблемы переориентировали массу народа от естественного человеческого желания быть изящным, красивым и нравиться окружающим. Получившая распространение химическая завивка к концу 50-х выразилась в том, что женщины стали украшать голову мелкими кудряшками. Но появляются и огромные, гладко зачесанные головы с сильным тупированием[7]. А Московский фестиваль украсил женщин прической «Венчик мира». Перевалив через середину века, парикмахерское дело медленно и уверенно поднимается в очередной раз с колен. На работу парикмахеров России сильное влияние оказывает кино и иллюстрированные журналы. Женщины очнулись от страшного сна и с особым рвением задали работы парикмахерам. Французская актриса Брижит Бардо, снявшаяся в главной роли в фильме «Бабетта идет на войну», на несколько десятилетий стала законодательницей моды среди женщин. Другая актриса — Марина Влади — ввела в моду прямые волосы после фильма «Колдунья». В 1963-1964 гг. распространяется плетение из волос. Стали применять дополнительные косы и шиньоны. Парикмахеры после рабочего дня садились по домам за плетение и тамбуровку[8] париков шиньонов, выполняя срочные заказы клиентов.

В конце 60-х годов и мужчины стали завивать волосы при помощи химической завивки. И еще один сюрприз. Возрождается страсть к парикам. Это был настоящий бум. На этот момент они были очень популярны в Европе и Америке. Парики были синтетические, из моноволокна машинного производства, и их носили как женщины, так и мужчины. Тогда уже у россиян проявилась национальная черта — купить парик, но при этом обязательно немецкий, а лучше — японский. С этого момента отечественные товары не пользуются спросом. Это прибавило работы парикмахерам, и наметился незначительный подъем. Прически стали сочетать в себе несколько элементов — стрижку, завивку в локоны, мягкие волны. Основным инструментом парикмахеров становятся бигуди, фен.

В начале семидесятых годов наблюдается отток мужчин-парикмахеров, а это связано с непопулярностью профессии. Мужчины-мастера дорабатывали свой трудовой стаж, как законопослушные граждане. Молодые юноши не шли в парикмахеры, считая это зазорным и унизительным «ковыряться» в голове клиента. Такой настрой сохранятся до конца XХ века. На смену пришла прекрасная половина. Женщины России стали интенсивно заполнять освободившуюся нишу. Они полностью заняли все должности, от уборщицы до хозяина парикмахерской. Молодая смена мастеров пытается осилить достижения своих предшественников — мужчин. Но, столкнувшись с титаническим трудом, делает скромные по объему и деталировке прически типа «букли». Страну продолжают затоваривать синтетическими париками разной цветовой палитры. Цвет волос у женщин начинает часто меняться: то ярко-рыжий, черный, вытравленный белый (обесцвечивали волосы до его разрушения), то нежные цвета осени.

В середине 70-х годов в Россию приходит стрижка «Сэссун», которую предложил Видаль Сэссун — английским парикмахером. Это было открытие века в технологии стрижки. В лексиконе парикмахеров появилось понятие модельной стрижки, и наряду с ней возрастает стоимость услуги. Многие прически делают на базе химической завивки. Дополнением причесок стали накладные волосы — локоны и косички. По стране открывается сеть парикмахерских, оборудованных по последнему слову техники .

 

 

Ориентируясь на запад, в стране проводят конкурсы и показы, первый из которых прошел в 1970 г. В 1981 году на международном конкурсе парикмахерского мастерства Важей Мхитаряном создается прическа «Музыка», которая завоевывает первое место.

Во всех областях и городах СССР появляются экспериментальные лаборатории по образцу ЦПКТБ/ОТПУ ЦПКТБ Росбытсоюза/ - Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро Минбыта РСФСР. Возглавляла его Долорес Кондрашова. Это принесло только убытки городским объединениям бытового обслуживания. На этом этапе Министерство бытового обслуживания, являлось, по сути, монополистом. Низкие расценки, большой план и завышенные требования довели парикмахеров до нищенства.

 

 

Российские парикмахеры

 

В начале 90-х годов ЦПКТБ отделяется в самостоятельную организацию «Центр моды». Как снежный ком весной, исчезают экспериментальные лаборатории по всей стране. Но за период их существования они наделали много шума. Каждая лаборатория и ЦПКТБ «создавала», «плодила» модельные, базовые стрижки. Придумывали, разрабатывали технологию и давали название, при этом, пытаясь внедрить в услуги парикмахерских и получить дутую «экономию». Это привело отрасль к полному упадку, а затем и к распаду. Большинство парикмахеров глубинки и центра полностью запутались в названиях появляющихся все «новых и новых» стрижек. Прическа как таковая уходит на задний план. На ее смену пришла стрижка-прическа. В данный период происходит резкое разделение парикмахерского искусства на высокую моду и повседневную, рядовую. Все, что создают ведущие модельеры на конкурсах профессионального мастерства мирового уровня, народ в своей массе не приемлет. В 1991 г. была проведена презентация «Вела — Долорес бьюти центр» — это по сути оказался очередной шаг к онемечиванию парикмахерского дела России. Предприимчивые немцы резко кинулись со своим товаром на наш, увы, свободный рынок.

 

 

Создается Академия парикмахерского мастерства (негосударственное учебное заведение по подготовке парикмахеров высокого уровня). Долорес Кондрашова становится ее президентом. К концу столетия в столице и на периферии откроется очень много академий, да и само правительство России будет представлять собой собрание академиков. Методика обучения в Академии для парикмахеров России заимствована у немецкой школы по обучению парикмахеров предпринимателя Г.Амана. С 1994 г. издается журнал «Долорес». Чем выше покоряет вершины сборная России в мировых чемпионатах, тем сильнее она попадает в зависимость от иностранных спонсоров, которых она рекламирует униформой, оборудованием, инструментом. В 1992 г. сборная России принимает участие в чемпионате мира в Японии, где занимает седьмое место. В 1993 г. проводится фестиваль красоты «Интершарм».

 

 

В 1994 г. в Лондоне, на чемпионате мира в 1996 г. в Вашингтоне россияне заняли уже третье место. В 1998 г. в Сеуле российская команда завоевала первое место. Наряду с этим «прогрессом» уровень парикмахерского дела в глубинке становится еще ниже. Все парикмахерские становятся частными, конкурсы проводятся нерегулярно, и только в крупных городах. Парикмахеры в своем большинстве самоустраняются от участия в конкурсах, обучении в повышении квалификации, мотивируя высокими ценами или иными надуманными трудностями. Прическа из услуг парикмахерских изживается, основной услугой для рядового клиента осталась стрижка и скромная укладка.

 

В марте 1998 г. состоялся первый Чемпионат Москвы по парикмахерскому искусству и декоративной косметике. В этом же году впервые в России создается Московский Союз парикмахеров.

 

К концу века прорвалась страсть народа к профессии «парикмахер». По всей России открываются курсы парикмахеров, во многих училищах, лицеях, колледжах готовят парикмахеров. Сглаживаются различия между мужскими и женскими стрижками, приходит эпоха «унисекса».

Обучение парикмахерскому искусству в Рязани

 

До 1972 года обучение парикмахерскому ремеслу происходило на рабочих местах в парикмахерских. Сначала будущий парикмахер должен был отработать полгода техничкой с зарплатой 60 рублей в месяц. Затем претенденту позволялось в одну смену работать, а в другую проходить обучение, которое длилось от 4 до 6 месяцев. После окончания обучения сдавались теоретический и практический экзамены. С 1972 года парикмахерские взяли первых учеников со стипендией 30 рублей в месяц без предварительной отработки в качестве технички.

 

Также парикмахеров готовил Учебно-производственный комбинат (УПК), созданный в 1965 г. . Обучение длилось 10 месяцев. Выпускники становились парикмахерами широкого профиля, женскими парикмахерами, мужскими парикмахерами. Им присваивалась квалификация мастер II класса. Мастера, имеющие стаж не менее 5 лет, могли окончить Республиканские курсы повышения квалификации в Ростове-на-Дону (4 месяца) и в Ленинграде (10 месяцев) с тем, чтобы стать мастером I класса и модельером.

 

В 1976 году в Рязани открылось ГПТУ №27, которое стало готовить парикмахеров из выпускников 9-х и 11-х классов . Сейчас это ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №7 г. Рязани». В нем можно теперь освоить и профессию технолога (парикмахерское искусство).

 

В конце 90-х годов году группы парикмахеров открылись на базе ПТУ №11.

 

 

Заключение

 

 

В наше время профессия парикмахера обрела новое звучание и стала достойным выбором для многих. И в этом нет ничего удивительного, ведь эта профессия замечательна тем, что прочно ассоциируется у нас с такими понятиями как «красота», «элегантность», «хорошее настроение».

 

 

Можно с уверенностью сказать, что профессия парикмахера в современном мире полностью поменяла свою полярность, перестала ассоциироваться с чисто женским ремеслом. Сегодня это — стиль, новые технологии, креатив, участие в конкурсах и возможность творческого самовыражения.

 

Сто лет назад парикмахер Андреев прославил Россию, сегодня гордость страны — Ирина Баранова, Сергей Зверев, другие прославленные мастера-художники, узнаваемые и любимые молодым поколением парикмахеров.

 

Мода, как известно, никогда не стоит на месте — она переменчива, она всегда соответствует предлагаемым обстоятельствам. В наш век скоростей, информации и Интернета она меняется особенно быстро. Что дальше? Сказать сложно. Подождем…

 

http://www.licei.info/?p=31

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интересно было читать, спасибо Велена и Vladimir за то что потратили своё время написать всё это! :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Интересно было читать, спасибо Велена и Vladimir за то что потратили своё время написать всё это! :)

Те, кто написал эту историю,не хватило информации: " После так называемого развала Минбыта ЦПКТБ РФ,исходя из сегодняшних фактов ,не указали того, что все те парикмахеры , а не только указанные выше,которые в Советские времена занимали активные позиции в развитии парикмахерского искусства и его продвижении, оказались в числе первых - которые организовали "своё " дело,свой маленький бизнес не только в Москве, но и по всей стране, в странах СНГ и Еврозоны.Салоны открывали в Израиле,Германии,Америки,Австрии,Австралии ,Бразилии -да и в др.странах.Выезжая на Международные конкурсы , выставки и симпозиумы- кого только не встречал с нашей необъятной Родины.И с потока первой эмиграции 60г. и далее... И наверное Велена и Vladimir не из Москвы ,что не указали такие московские имена-брэнды как "Мысин студио",Салоны Ирины Барановой,Сергея Зверева , ........да сразу всех и не вспомнишь- и примечательно ,что все они вышли из стен ЦПКТБ Минбыта РФ или в своё время тесно сотрудничали с ним,то есть выступали на конкурсах и прочая и прочая и .........Грубо говоря , развалившаяся организация, стала кузницей первых бизнесменов парикмахерского искусства. В том числе и Ваш покорный слуга Б.Гузеев. :wub:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
... И наверное Велена и Vladimir не из Москвы ,что не указали такие московские имена-брэнды как "Мысин студио",Салоны Ирины Барановой,Сергея Зверева , ........да сразу всех и не вспомнишь...

 

Борис Александрович,Вы,наверное не до конца прочитали,сие имена упомянуты...

 

.... сегодня гордость страны — Ирина Баранова, Сергей Зверев, другие прославленные мастера-художники, узнаваемые и любимые молодым поколением парикмахеров.

История парикмахерского искусства была придумана не мной с Владимиром,а взята с сайта указанного выше. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Борис Александрович,Вы,наверное не до конца прочитали,сие имена упомянуты...

 

 

История парикмахерского искусства была придумана не мной с Владимиром,а взята с сайта указанного выше. :)

А если ешё покопаться в моде - Валентин Юдашкин со своей женой Мариной, тоже с ЦПКТБ Минбыта РФ , сколько в других городах России от Сахалина до Мурманска, от Ухты, Омска и др .больших и малых городов нашей страны и каждый старается написать свою историю, у организатора и директора музея парикмахерского искусства тоже есть своя история, и все эти истории, как большое лоскутное покрывало - каждый во всё во что горазд. Не благодарное это дело писать историю и не нам с вами,а тем более нашему поколению её писать.Была написана история Руси, а по новой версии вытекает, что небыло татаро-монгольского ига, а князья их нанимали для отражения всяких нападений и сбора налогов. Я понимаю Ваше возмущение, но потакать в искажении истории в угоду каких либо интересов не позволено никому,а то ,если внимательно следите за всем происходящим, доживём как на Украине - бывших холопов и лизоблюдов ,убийц и пособников фашистов - считать освободителями.Сейчас отмечают с помпой юбилей разрушения Берлинской стены ( я в тот момент был в Берлине и видел как Ростропович играл на виолончели )и воссоединение немецкого народа - хорошее дело говорят и Горбачёв и Путин сейчас, а что ж они допустили раскрой по "живому" нашей страны? Не учит, к сожалению, история никого- наказывает. И я не виню Вас ни в чём, Боже упаси,но и не приветствую свободных измышлений по поводу Нашей истории и эти фантазии нужно присекать, а то "бульон" истории может выкинуть такую штуку и может всплыть такое г.... , что прийдётся расхлёбывать нашим потомкам ,как нам после Ленина,Гитлера и прочих. И скажите , что я не прав? Б.Гузеев. :wub:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хотелось добавить к выше сказаному,уверен, что писсатель истории парикмахерского дела выполнял чей то заказ, так как не упомянул ,восхваляя ПТУ , своего талантливого земляка Виктора Шарапова , я специально выдержал паузу и не назвал его имени сразу. А вы распустили нюни ,оскорбились, кто то стал хвалить или это тоже заказ? Лучше если бы Вы все, все парикмахеры бывшего Советского Союза и нынешнее молодое и талантливое поколение ,объединились и востановили все те базовые модели, о которых так пренебрежительно отзываются в состряпанной "нашей истории ",поместили бы на Форуме и все участники Форума обсудили,сравнили какая была" подача" учебного материала (нашего)раньше и какая сейчас, ведь на сравнении учатся, а не на виртуальных высказываниях разных личностей. К стати , мне очень не нравится слово "личности" в разделе этого Форума, на Форуме - личность, перебежал перед носом у автомобиля - кем тебя назвал водитель?Вышел из дома ........ ну и так далее, сами понимаете. :blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти





мобил низ