Перейти к содержанию

Эко Тест Парфюмерия Импортного Производства


Рекомендуемые сообщения

Стандартный заговор

08.07.2009

 

Борис Грозовский

Газета "Аргументы Неделi" № 25(163) от 25 июня 2009

Недавно Генпрокуратура провела проверку одной из самых загадочных государственных организаций – Ростехнадзора. Оказалось, его сотрудники преуспели в создании административных барьеров бизнесу – они навязывали коммерсантам платные услуги и ограничивали конкуренцию. Итогом проверки стало сокращение региональных отделений Ростехнадзора с 84 до 38, при этом было уволено 70% руководителей территориальных органов. Итак, справедливость восстановлена, а виновные наказаны? Если бы: на деле победили все-таки чиновники. Эксперты констатируют, что реформа технического регулирования в России практически заморожена – ее блокировали должностные лица, теряющие огромные доходы от платной сертификации товаров.

 

Жизнь по правилам

Вроде бы скучное словосочетание «техническое регулирование» на деле касается всех и каждого. Это - система норм, обеспечивающих безопасность продукции. Например, существуют нормы, определяющие, что считать соком, а что - нектаром. Есть свод правил, в котором прописано, каких вредных веществ не должно быть в детских игрушках и сколько какао нужно класть в настоящий шоколад.

 

В общем, со стороны кажется, что наличие таких правил - дело полезное и правильное. Вот только в нашей стране ситуацию довели до абсурда - чиновники явно «зарегулировались». Достаточно привести такие цифры: в России обязательной сертификации подлежит 70-80% товаров, тогда как в ЕС - только 4%. При этом ни у кого не возникает сомнений, что европейцы в массе своей питаются более качественной пищей, носят менее вредную для здоровья одежду и т.д.

 

Иными словами, показное стремление к заботе о безопасности населения у нас давно превратилось в ширму, скрывающую очередную кормушку для чиновников. Именно для них, а не для людей и устроена эта система. Тому есть немало доказательств.

 

Во-первых, количество официальных документов, регулирующих безопасность и качество товаров, в нашей стране превышает 100 тыс. (это различные ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др). Эти нормативные акты часто противоречат друг другу. Понятно, что предприятиям практически невозможно выполнять все обязательные требования. Да и кто в здравом уме будет выполнять, например, такое правило: чтобы сертифицировать липецкий картофель, его нужно везти в Москву.

 

Во-вторых, сертификация товаров никогда не решала проб-лему безопасности продукции. У нас все устроено так: контролирующие органы проверяют только факт наличия у предприятия сертификата, а не реальное качество товара. «Контроль стал номинальным, превратившись, по сути, в покупку права продавать тот или иной товар. Отказ в сертификации получают только 0,3% заявок. Зато отбраковывается 30% сертифицированной продукции», - отмечает профессор Высшей школы экономики Полина Крючкова.

 

В-третьих, сами технические требования к товарам давно устарели. В развитых странах каждый год обновляется 7-10% стандартов, а у нас - менее 0,5%. За 2003-2007 гг. был утвержден всего один новый технический регламент, а в 2008-2009 гг. - еще семь. Это одна из причин технологического отставания.

 

 

Куда ушел пар?

Насколько обильный урожай удается снимать чиновникам благодаря существованию этой системы? Цифры, прямо скажем, устрашающие. Уже в 2003 г. только на легальные платежи за обязательную сертификацию российские производители тратили порядка 150 млн. долл. в год. А дополнительные издержки были в 1,5-2 раза выше. Сейчас затраты на сертификацию оцениваются в 50-85 млрд. руб. в год, получение сертификата на один товар обходится в 120 тыс. рублей. Понятно, что все эти немалые расходы заложены в цену товаров, и в конечном счете их оплачивает население...

 

Итак, страна стоит перед громадной проблемой. Как быть? Нельзя сказать, что в высоких кабинетах не ударили пальцем о палец для ее решения. Еще в 2003 г. тогдашний министр экономического развития Герман Греф буквально продавил принятие нового закона «О техническом регулировании». Предполагалось, что он сильно облегчит жизнь нашим производителям.

 

Например, закон разделял обязательные нормы (технические регламенты) и добровольные требования («стандарты»). Появилась прозрачная процедура разработки и принятия стандартов и т.д. «Идея была в том, что предприятия должны заявить о соответствии своей продукции утвержденным регламентам. И если выявлено несоответствие, компанию наказывают», - объясняет вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

 

С тех пор прошло шесть лет, и что изменилось? Уж точно - легче производителям не стало. Система не стала менее громоздкой. К маю 2009 г., по словам замминистра промышленности Владимира Салматова, в России было 16 систем обязательной сертификации, регулируемых 11 федеральными органами исполнительной власти. Для сравнения, Евросоюз требует, чтобы в каждой стране был только один такой орган. Всего, отметил Салматов, к маю 2009 г. в перечне видов товаров, подлежащих обязательной сертификации, было 2389 пунктов. Производители 74% видов товаров должны получать сертификаты и только 26% - декларировать соответствие.

 

Экономист Полина Крючкова приводит пример: «К 2008 году разработано более 200 проектов новых, современных технических регламентов. Большинство из них прошли публичные обсуждения. Но подготовка законопроектов о регламентах не исключала межведомственных согласований, где и «зависли» все эти проекты. Весь пар ушел в свисток».

 

Итак, реформа провалена, а преграды и огромные поборы остались. Причина более чем понятна. Ее лучше всех охарактеризовал владелец крупной торговой сети Лев Хасис. Он приводит анекдот о диване с живущими в нем клопами. Когда приятель посоветовал герою анекдота выкинуть диван, тот сокрушенно ответил, что уже пробовал, но... клопы приносят диван обратно.

 

Все согласны: «диван» - неэффективную систему регулирования - давно пора выкинуть на свалку. Вот только «клопы уж очень сильные», к тому же с ними придется согласовывать решение о выбрасывании дивана...2.bmp

http://www.guzeev.ru/

 

Светлая память...

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 3
  • Создана
  • Последний ответ

я посетила семинар в администрации города для парикмахеров с участием представителя Роспотребнадзора и очень хорошо уяснила,что наказать за что,найдут всегда,те же копии сертификатов,которые мы берем при покупке парфюмерии-неправильные,прежде чем обслуживать клиента,не мешало бы дать ему в руки,помимо прейскуранта,еще кучу бумажек почитать,вплоть до времени выполнения работы.Закон,принятый недавно о проверках малого бизнеса,не имеет хождения ни в милиции,ни в Санэпидстанции,ни в налоговой,там другие законы.В общем,приятной работы всем!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.