vladimir Опубликовано 7 мая, 2007 Жалоба Поделиться Опубликовано 7 мая, 2007 Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. "А почему бы и нет?" - подумал древний человек и начал воплощать на практике свой грандиозный замысел. Результат превзошел все ожидания, первая прическа отличалась своей изысканностью от общей массы голов соплеменников, а практичность ее просто поражала воображение. Первое "дефиле" прошло на ура. Изумленные соплеменники захотели себе такие же повязки... Вот так или приблизительно так началось рождение нового вида искусства - парикмахерского дела. Формирование прически проходило под влиянием устоев общества, климатических условий и многих других факторов. Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Но одно всегда оставалось неизменным - стремление человека выделиться, раскрыть свою индивидуальность. ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Истоки парикмахерского дела уходят в очень далекие времена. Рассмотрим парикмахерское искусство в Древнем мире. Египтяне в древности носили парики: тщательно заплетенные в косички пряди волос были подстрижены на одном уровне, ниже ушей (первое "Каре"), челка или косички убирались назад, укреплялись на голове с помощью обручей или диадем, применяли гребни, заколки. Парики из дорогостоящих материалов были достоянием жрецов, а впоследствии, и представителей господствующих классов. Модный цвет - темно-коричневый или черный. Краситель применяли растительный - хну. Мысленно перенесемся к до сих пор сохранившимся лучшим образцам портретной скульптуры Древнего Египта. Статуэтка Нофрет (Древний Египет, около 2700-2500 лет до н. э., Каир, Музей), выполненная из мягкого известняка, раскрашена в установленный в те времена для женских скульптур коричневато-желтый цвет, глаза серо-голубого цвета, сделанные из серовато-голубого халцедона (сапфирина), пряди волос аккуратно заплетены в косички и подстрижены на уровне плеч, голову украшает диадема с символическими изображениями. В те времена, относящиеся к V династии фараона (середина III тысячелетия до н. э.), к портретной скульптуре предъявлялись требования абсолютной схожести с действительно существующим лицом, так как, с точки зрения египетской религии, жизненная сила ("ка"), а также душа человека ("ба") после смерти человека могли найти вновь свою земную оболочку. Так рождался реалистический скульптурный портрет, по которому мы можем судить и о прическе. Конец XV-начало XIV веков до нашей эры. Эпоха Нефертити, что означает по-древнеегипетски "красавица грядет"... И сегодня нас завораживает скульптурный лик древнеегипетской царицы с ее изумительной прической. Это была эпоха расцвета искусства создавать различные составы для ума-щения кожи. Толк в мазях и благовониях, как никто на земле, древние египтяне знали. Мужчины в Древнем Египте брили бороду каменными или бронзовыми приспособлениями, но на приемах фараон надевал парик и накладную бороду, простолюдины же носили просто свободные волосы. В книгах Ветхого Завета говорится о значении наличия длинных волос для мужской красоты и силы. Секрет могущества Самсона заключался в его волосах, и, лишившись их, Самсон лишился силы. Прекрасные волнистые женские волосы восхищали и наполняли сердца трепетной нежностью - вспомним вдохновенную "Песнь песней"... Облик царевича Авессалома - это юноша с пышными густыми волнистыми волосами. Мужчины носили длинные, зачесанные назад волосы. На лбу укладывали их в спиральные локоны, а возле ушей и шеи - в кольца. ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Считается, что в Древней Греции парикмахерское искусство было наиболее развитым. Слово "косметика" греческого происхождения и означает "искусство украшать". Греки знали много секретов целебных косметических средств, в стране господствовал культ человеческого тела, прически выполнялись искусно и с большой тщательностью: и женщинами и мужчинами применялись различные методы плетения прядей волос и завивок на железные стержни, которые называли каламисами, а выполнявших эту работу мастеров называли каламистрами. Делались прически долго, поскольку были сложны и многодельны в исполнении, при этом пользовались растительными ароматизированными порошками с оттеночными эффектами. Большинство женщин стремилось иметь пепельные или золотистые волосы. Тяжелые и густые волосы гречанок искусно убирались с большой изобретательностью в узлы на затылке, украшались прически ди-. адемами, бусами, обручами и лентами. Украшения одежд и стиль одежд и причесок соответствовали всему укладу жизни эллинов. Представление о прическах гречанок мы можем получить, рассматривая произведения искусства древних греков: пышные волосы, завитые в локоны, разделены на прямой пробор, со лба и боков зачесаны назад и убраны на затылке в узел. Женщины, вошедшие в историю Древней Греции, как они выглядели? Вот Аспазия, отличающаяся утонченной мягкостью черт лица, - одна из удивительнейших женщин Древнего мира, которая умела вести философские беседы с Софоклом, Сократом, "отцом истории" Геродотом... Великолепная прическа: волосы фронтальной зоны разделены на мелкие пряди пробором, проходящим от макушки ко лбу, пряди заплетены в косички и аккуратно убраны на затылке. ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ В императорском Риме очень высоко ценились светлые волосы и светлые парики. Не исключено, что белокурые красавицы из германских племен не давали покоя римлянкам. Знатные римлянки уделяли своей внешности огромное значение: косметикой они пользовались ежедневно, парикмахерское искусство достигло виртуозности, женские прически были замысловатыми. О них слагались стихи и писались злые эпиграммы. В моде была крутая завивка, которая затем еще и начесывалась. Тех, кто не мог похвастать роскошными волосами, выручали парики. В римских термах рабы-косметы делали массаж тела патрициям, виртуозы-мастера, выполняя прически, соревновались в изобретательности. "Легче пересчитать желуди дуба, чем перечислить прически римлянок". Было изобретено средство для изменения цвета волос: из темного - в светлый. Секрет изготовления не сохранился и не разгадан. В те времена римляне стали стричь волосы: мужчины носили аккуратные короткие стрижки, брили усы и бороду. Со временем мастера Древнего Рима определили свой стиль: прически, носившие прежде греческий характер, стали отличаться большей лаконичностью, сжатостью форм, разнообразием (появилась изобретательность в плетении волос, укладке валиками, локонами, волосы осветлялись). Богатые римлянки носили ювелирные украшения: диадемы обрамляли открытый лоб, серьги дополняли туалет; женщины низших сословий укрывали волосы накидками. прически императорского Рима. Печально известна Мессалина Валерия - жена Клавдия в те же времена - времена Рима, потонувшего в роскоши и разврате (25-48 гг. н. э.). На изображении - красивый поворот головы, волосы разделены вертикальными проборами, заплетены в мелкие косы и убраны на затылке. ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XIV вв.) В средние века зарождается культ Прекрасной Дамы, рыцарского служения ей, процветает любовная лирика. Вспомним, к примеру, роман об удивительной любви Тристана и Изольды, когда Тристан, увидев волос Изольды, принесенный ласточкой, воспылал к ней пламенными чувствами. Благодаря поэтам, легко представить себе идеал женщины того времени: Прекрасная Дама была хрупкой и тонкой, почти бесплотной, с белой, как лилия, кожей и большими голубыми глазами. Длинные золотые локоны спадали до бедер. Молодые девушки носили волосы распущенными. Замужние дамы должны были прятать волосы под покрывалом, чтобы только муж - господин и повелитель - мог любоваться их красотой. Непременным условием красоты были кудри. Их завивали с помощью щипцов и специально разогретых палочек. Хотя блюстители морали считали греховным естественное желание женщины выглядеть лучше, чем она есть. "Те, кто делает себе волосы кудрявыми, должны идти в ад, ибо другого пути для них нет", - реплика из средневековой пьесы. Во времена позднего Средневековья женщины, согласно указанию костелов, должны были укрывать волосы чепцами, косынками, покрывалом, вид непокрытых женских волос считался греховным. Они носили длинные волосы с пробором посередине, заплетали их в косы и убирали на затылке, поверх прически надевалось убранство. Молодые девушки волосы также собирали аккуратно в косы, переплетали лентами и сверху укрывали накидками. Мужской стиль - это гладко зачесанные назад и убранные в пучки волосы, свободно растущие борода и усы. Парикмахерское искусство в это время развития не получило. Но в период конца позднего Средневековья головы женщин вновь начинают приобретать вид; напоминающий греческие прически. "Общество развивается циклично, и эти циклы повторяются" (философ Арнольд Той-би). После долгого средневекового поста начинается всеевропейский пир: "Декамерон" Бокаччо заменяет Библию; никто не живет без гороскопов, предсказателей - грядет эпоха наслаждения жизнью, эпоха Возрождения. ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV-XVI вв.) В эпоху Возрождения все стремились наслаждаться жизнью на земле, а не на небе. "О! Как молодость прекрасна, но мгно-венна! Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся", - писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции. Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры... Женщины юга по-прежнему стремились к тому, чтобы стать блондинками. Они часами сидели под палящим солнцем в лоджиях, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа); на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови. Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской "Венере"). Мужской стиль - это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты. ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ СТИЛЯ БАРОККО (XVII-сер. XVIII вв) С середины XVII века зарождается новый художественный стиль - Барокко, основоположником которого стала Испания. Барокко быстро распространился по всей Европе. Франция, Англия и другие страны осваивали и развивали прически, стиль которых соответствовал одежде тех времен: модные в то время высокие воротники "жабо" (по предположениям, жена Филиппа III, имевшая длинную шею, ввела в моду высокие стоячие воротники) требовали причесок большого объема. Они украшались драгоценностями и покрывались шляпкой-беретом . Вторая половина XVII века - это время Испании, освободившейся от ига мавров и ставшей могущественнейшим государством. Испанский костюм того времени сравнивают с сундуком, набитым золотом и драгоценностями: он ослепляет своей роскошью. В сложных прическах нередко блестят и золотые и серебряные (в буквальном смысле) локоны. Мужской стиль этого времени - это короткая стрижка, тщательно подстриженная клинышком форма усов и бороды ("испанская бородка") . После 1638 года наступает эпоха Франции. Она становится законодательницей мод. Расцвет французской моды стиля Барокко - середина XVII века. Это век парика, который стоит целое состояние. В женской моде царят сложные прически на каркасе из проволоки, входит в моду прическа "а ля Фонтаж" из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос. Название появилось от имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Легенда повествует, что однажды на охоте у нее растрепались волосы, и она перевязала их лентой. Король пришел в восторг и попросил де Фонтаж носить такую прическу всегда. Сначала она была мягкой и низкой, потом материю стали крахмалить и натягивать на проволочный каркас. Прически превратились в высокую башню. Даже кареты делались с откидными крышками - иначе дама не смогла бы сесть в экипаж. ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО в эпоху стиля РОКОКО (первая половина XVIII века) Но все течет, все изменяется. Кто достиг вершины, тот идет вниз. Для французской сословной монархии спуск вниз начался, как известно, уже при жизни Людовика XIV и продолжался вплоть до революции. "Король-солнце", говоривший: "Государство - это я", все-таки по-своему заботился о величии Франции. А Людовик XV, нисколько не отказывавшийся от притязаний абсолютизма, думал только о своих наслаждениях. Ни о чем другом не думало и огромное большинство окружавшей его аристократической челяди. Его время было временем ненасытной погони за удовольствиями, временем веселого прожигания жизни. Но как ни грязны были подчас забавы аристократических бездельников, вкусы тогдашнего общества все-таки отличались неоспоримым изяществом, красивой утонченностью, делавшими Францию законодательницей мод. И эти изящные, утонченные вкусы нашли свое выражение в эстетических понятиях того времени. Повсюду распространяются утонченность элегантности и тонкость чувственного наслаждения. В 1740 году поэт Нирон в одном из своих стихотворений говорит от лица знаменитого живописца Буше любовнице Людовика XV, госпоже де Помпадур: Говоря откровенно, я ищу Лишь изящество, грацию, красоту, Мягкость, вежливость и веселость - Словом, все то, чем дышит Чувственность или игривость. Все это без лишней вольности, Под покровом, которого требует Придирчивая добродетель. На смену Барокко пришла эпоха раннего Рококо. Неестественно выглядевшие большие прически уступили место маленьким, изящным, с трубчатыми локонами. Появилась "пудреная прическа". Изящная и привлекательная маркиза де Помпадур, которая при дворе появлялась все с новыми и новыми прическами, задавала тон. Людовик XV с восхищением относился к этой Женщине маленького роста, которая впервые ввела моду на высокие каблуки и высокие прически эпохи Барокко уменьшила в соответствии со стилем "маленькой женщины". Впоследствии (при Марии Антуанетте) парикмахерское искусство стало иметь настолько большое значение, что для обучения мастерству создавать уникальные прически были основаны парикмахерские академии. После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет паркмахерского искусства. В это время на дамских головках разыгрываются морские сражения с миниатюрными парусниками, расцветают райские сады... Уменьшившаяся было в начале Рококо прическа растет, как на дрожжах. Парикмахеры ценятся на вес золота. Пудра, которую делали из муки, используется килограммами. ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ СТИЛЯ КЛАССИЦИЗМА (XVIII-нач.Х1Х вв.) Великая французская буржуазная революция стала концом века "суетных маркиз". Мария Антуанетта положила на плаху свою красивую голову. С ее смертью умерла целая эпоха. В моду проникает Классицизм, культ античности, греческий вкус и римский дух. "Залы обставляются на античный манер; разительные перемены в одежде и прическах: здесь тоже все стало "а ля антик" - женские платья уподобились хитонам, волосы убраны в виде изящной диадемы... Модницы желали походить на древнюю статую". Впервые появляются короткие стрижки у женщин. Прическа "а ля Титус" с коротко стриженными и мелко завитыми на концах прядями возникла в память о тех, кто закончил свои дни на гильотине (перед казнью остригали волосы, обнажая шею). Именно так причесана мадам Рекамье на портрете Давида. Надо лбом ее волосы поддерживает широкая лента. На портрете Жерара та же мадам Рекамье причесана в стиле "а ля грек": волосы, собранные в простой пучок, украшены декоративной иглой. Со второй половины XVIII века прически становятся более простыми и естественными, зачастую с использованием только одной шпильки, а иногда и просто завязывались узлом. Локоны были обязательны. ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ СТИЛЕЙ АМПИР (1800-1815 гг.) и БИДЕРМЕЙЕР (сер. XIX в.) В 1800 году во Франции с приходом к власти Наполеона I появился стиль Ампир (т. е. империи), характерной чертой которого было использование различных приемов для выполнения локонов: круглых, спиральных, плоских и т. д. Украшались локоны перьями, заколками, обручами. Мужчины носили пряди средней длины, зачесанные к лицу. После поражения Наполеона прически стиля Ампир вышли из моды - пришло время стилю Бидермейер. Возник этот неповторимый стиль в 20-х годах XIX века в Вене. Это был блеск расцвета парикмахерского искусства: пышные локоны обрамляют виски, объем волос на затылке убран в разнообразный рисунок. Украшали прическу лентами, вуалями, цветами, жемчугом, носили диадемы. В период Бидермейера прически напоминают декоративную архитектуру. Предпочтение, как всегда, отдано блондинкам. Мужчины носили бакенбарды, локоны у основания лба, высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб. Неповторимый стиль этой эпохи возродил искусство выполнения сложных причесок с использованием последних для того времени парикмахерских приспособлений: способов окраски волос и обесцвечивания с применением перекиси водорода, щипцов Для горячей завивки и др. - все эти приспособления (конечно, усовершенствованные) применяются и в настоящее время. ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД ЭКЛЕКТИКИ (2-я пол. XIX века) Буржуазная революция 1848 года ознаменовала начало развития капитализма. Франция вновь обрела влияние в области моды. Прически становятся проще, хотя сложные прически из длинных волос по-прежнему популярны до конца XIX-начала XX веков. Мужская мода конца XIX-начала XX веков представляла собой короткий прямой пробор и тщательно выбритую форму усов и бороды, зачастую раздвоенную книзу. Конец XIX века характеризуется достижениями технической мысли: в 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, в 1884-1885 годах он же довел до совершенства изобретенный немцем Фишером метод завивки волос с применением химических средств. В 1904 году немец по происхождению Шарль Нестле изобрел метод выполнения продолжительной завивки волос с помощью использования химических средств и обогрева. В это время вошла в моду короткая, женская, геометрическая стрижка. Первая мировая война заставила женщин заняться мужскими профессиями. Женщина должна была широко шагать, ей нужна была удобная одежда и некогда было накручивать локончики. В моду входит новый образ - женщина-мальчик в коротком платье и с короткой стрижкой геометрических линий. Это была революция. Все более сильное влияние на моду оказывает кино, тогда еще не умевшее говорить. Доживает свой век прежний идеал женщины, воплощенный в Лилиан и Дороти Гиш и, особенно, в Мэри Пикфорд, - наивные и невинные золотоволосые ангелы. Замысловатая прическа Мэри стала ее фирменным знаком. Выглядела она так: огромная масса волос, аккуратно разделенных на 18 тугих локонов (два хранятся сейчас в Голливуде, в музее кино). Однако красота, воплощенная Пикфорд, начинает казаться старомодной. Появляется женщина-вамп. Двадцатые годы XX века - та редкая эпоха, когда, наконец-то, господство блондинок свергнуто. На экране и в жизни царят такие женщины, как Аста Нильсен, Теда Бара, Франческа Бертини, - хрупкие и бледные, с черными, коротко подстриженными в стиле "Каре" волосами и прямой челкой, спадающей на сильно накрашенные глаза. Все десятилетие прошло под знаком Греты Грабо с ее прекрасным лицом, словно "созданным из света и одиночества", и Марлен Дитрих. В 40-е годы стиль женской одежды был огрубленным, военизированным. Но, как ни странно, в моде держались сложные прически с локонами до плеч и пышными коками надо лбом. Они пережили войну. В предвоенные и военные годы в России безраздельно владычествуют блондинки: Валентина Серова, Людмила Целиковская, Марина Ладынина, Любовь Орлова. В 50-е годы в мировом кино появляется Мэрилин Монро. Череда ее ролей - истории прекрасных блондинок с "глазами, которые открываются для бриллиантов и закрываются для поцелуев". В конце 50-х годов после фильма Роже Вадима "И бог создал женщину" кумиром молодежи становится Бриджит Бардо. Она вводит в моду целый ряд причесок: прямые и длинные распущенные волосы, "Конский хвост", пышную "Бабетту" с начесом. В 60-е годы еще одна будущая кинозвезда, которую назовут "самой красивой женщиной мира", перекрашивается в блондинку. Это - Катрин Денев. "Она стала похожа на Бриджит Бардо", - писали журналисты. В конце 60-х годов английский парикмахер Видал Сассун создает свою знаменитую демократическую стрижку. Спустя 25 лет он назвал ее личным вкладом в женскую эмансипацию. "Я облегчил женщинам небольшую часть их будничной жизни. Я нашел для них прическу, которую легко сохранить, вымыв волосы, высушив и просто встряхнув головой..." В эти годы снова увлекаются париками самых различных цветов, вплоть до седого, лилового, огненно-рыжего. 70-е годы приносят миру "химическую завивку". По-прежнему на моду влияют молодежные движения. В конце этого десятилетия в Лондоне появляются панки, шокирующие своим внешним видом. Прически панков походят на ощетинившихся ежей и дикообразов: растрепанные, торчащие в разные стороны неровные пряди, выкрашенные в дикие цвета. Мода не отвергла стиль панков, но облагородила его. Девичьи головки стали украшаться стрижками "Каскад", вошли в моду и совсем короткие стрижки "Ежики", как у героини фильма "Зимняя вишня". Вариант панковской стрижки и у героини фильма "Маленькая Вера", которая воплотила расхожий тип "девочки из ПТУ". В середине 80-х годов маятник моды качнулся в сторону женственности. "Что придет на смену раскрашенным в разные цвета и неряшливо разбросанным космам? Наконец-то возвращаются длинные волосы, бывшие столь любимыми и почитаемыми в прошлые времена. наконец-то женщины станут походить на женщин. Возвращаются локоны, букли, волны, плавно ниспадающие на плечи", - так восклицали мужчины в американском журнале в 1986 году. Мягкость, женственность и естественность - три кита сегодняшней моды в прическах. Звучат и ностальгические нотки: модельеры любуются красотой женщины ушедших лет. Кроме стрижек предлагаются прически в стиле Марины Влади, Бриджит Бардо, Одри Хепберн... Окраска волос достигла совершенства. Можно красить волосы хоть каждую неделю, как это делает супермодель Линда Эвангелиста, но помнить, что самый модный цвет - это тот, что дала нам природа. Место жестких красителей все чаще занимают оттеночные шампуни, которые обогащают естественный цвет волос, придают им пленительную игру оттенков. Появляется все больше поклонниц натуральных растительных красителей, с применением которых волосы оживают, блестят... Мода дает редкую возможность сохранить индивидуальность и оставаться такой, какая вы есть. Даже в эпоху Возрождения, когда все с ума сходили по блондинкам, великий Шекспир воспевал в сонетах свою черноволосую "смуглую леди": Прекрасным не считался черный цвет, Когда на свете красоту ценили, Но, видно, изменился белый свет - Прекрасное подделкой очернили. С тех пор, как все природные цвета Искусно подменяет цвет заемный, Последних прав лишилась красота. Живет она безродной и бездомной. Вот почему и волосы, и взор Возлюбленной моей чернее ночи - Как будто носят траурный убор По тем, кто краской красоту порочит... Но так идет им черная фата, Что красотою стала чернота... Кто знает, может быть "смуглая леди" осталась жить в веках лишь потому, что рискнула не поддаться переходящей моде и остаться сама собой? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Велена Опубликовано 23 января, 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 23 января, 2008 "Я верю в бородатых мужчин и длинноволосых женщин..." - известное высказывание Зигмунда Фрейда, отразившее не только личные предпочтения ученого, но и парикмахерскую моду второй половины XIX века. Однако, помимо модных тенденций, зачастую на выбор прически влияли личные убеждения человека, и волосы становились важным знаком социального положения человека или даже его политических взглядов. "Полит.ру" публикует статью Юлии Демиденко, в которой подробно рассказывается об истории женских и мужских причесок, а также о традиции ношения бороды и усов в XIX веке. Статья опубликована в журнале "Теория моды. Одежда. Тело. Культура" (2007. №4). Известное высказывание отца психоанализа Зигмунда Фрейда как нельзя лучше отражает парикмахерскую моду второй половины XIX столетия — эпохи длинных волос у женщин и растительности на лице у мужчин. По Америке гастролировали семь сестер Сандерленд — «Самые длинные в мире волосы», а бородой были отмечены все сколько-нибудь выдающиеся личности той эпохи: от Карла Маркса и Чарльза Дарвина до Антона Чехова и Владимира Ленина. Мода нередко зависит от эпидемий и революций, от войн и успеха мирных переговоров. Рубежом в европейской истории XIX столетия стали буржуазные революции 1848 года, охватившие Францию, Австрию, а также германские и итальянские государства и сформировавшие новую карту Европы. В результате на авансцену общественной жизни выдвинулся новый социальный слой — крупные буржуа, которые хотя и хотели подражать большому свету, но все же сохраняли собственные привычки и обычаи, нередко уходящие корнями в патриархальное крестьянское прошлое. Длинные женские волосы, усы и окладистые бороды у мужчин входили в эту систему буржуазных ценностей, и мода на них сохранялась удивительно долго. Конец ей положила только Первая мировая война, которая и знаменовала собой начало новой эпохи. Одним из характерных для этого времени нововведений было полное изменение представлений о гигиене вообще и о гигиене волос в частности. Если в XVII–XVIII веках мытье головы заменяли расчесыванием с пудрой и отрубями, то с середины XIX столетия обязательный уход за женскими волосами, например, предполагал не только расчесывание и заплетание на ночь в косу, но и нечастое мытье (в конце столетия, например, рекомендовалось мыть голову один раз в две недели) мыльным раствором, а начиная с эпохи Третьей республики — только что изобретенным шампунем. Почти сразу же появились и специальные виды мыла и шампуней. Так, например, известно, что в 1885 году московский провизор Александр Остроумов изобрел мыло от перхоти. Это изобретение положило начало благосостоянию самого Остроумова и его масштабному парфюмерно-косметическому производству. В это же время вопросами лечения волос занялись и профессиональные медики, а в начале XX века во многих странах появились специальные лечебницы, где обслуживались те, у кого были проблемы с волосами. Появились «волосолечебницы» и в столице Российской империи — в 1914–1915 годах такие заведения располагались на Невском проспекте и Пушкинской улице. Это не исключало, конечно, и широкой рекламы всевозможных шарлатанских средств от облысения и от седых волос, применение которых нередко имело эффект, прямо противоположный рекламировавшемуся[1]. Вторая половина XIX — начало XX столетия — время серьезных изобретений и технических усовершенствований, которые коснулись и парикмахерского дела. В Германии появились наусники — приспособление для придания формы усам после мытья или для сохранения их формы во время сна. В 1872 году некто Эли Дж. Рэндольф запатентовал механизм, позволявший препятствовать попаданию усов при еде в тарелку. Чуть позже фарфоровые фабрики начали производство специальных чашек, форма которых также препятствовала попаданию усов в напиток. В 1880-е годы в Америке появились первые машинки для стрижки волос, облегчавшие работу мастерам мужских причесок. Во Франции был изобретен новый метод горячей завивки щипцами, позволявший создавать характерную для той эпохи волнистость волос. Был открыт секрет химической завивки, а в 1904–1906 годах Карл Несслер (впоследствии сменивший имя на Нестле) изобрел перманент. Однако шестимесячная завивка только после 1908 года оказалась включена в арсенал профессиональных парикмахеров, поскольку первое время сам процесс был чрезвычайно дорогим и занимал порой до восьми часов. В начале ХХ столетия стали использовать первые устройства для сушки волос — фены, рукава которых поначалу присоединялись к домашним печам и даже к только что появившимся пылесосам. Изобретателями становились сами парикмахеры, и одним из главных мастеров парикмахерского искусства в 1880-е годы был Марсель Грато, который придумал «ондуляцию», новый вид завивки волнами, впоследствии получивший название по его имени: «марсель». Интересно подробно рассмотреть историю его профессионального роста — ведь это, наверное, один из первых примеров блистательной парикмахерской карьеры, которых было немало в ХХ веке. В небольшой парикмахерской на улице Дюнкерк на Монмартре Грато обслуживал мужчин и небогатых клиенток, которые вовсе не стремились воспользоваться новинкой, пока ее им не предложили бесплатно. И только спустя время новый вид завивки стал популярен. Первая клиентка Грато из общества, мадам Гастон Меньер, за немалые деньги вызывала его к себе на яхту. Выбившись в модные мастера, в 1882 году Грато продал парикмахерскую на Монмартре и купил новый салон на улице Де-Лешель, недалеко от Французского театра, однако имел довольно скромный успех у небольшого круга постоянных клиенток, пока к его услугам не прибегла 24-летняя актриса Джейн Хадинг, находившаяся на пике славы. Причесав ее «в стиле собственной матушки», Грато открыл новую эпоху в парикмахерском искусстве. К концу 1884 года в числе его клиенток были Клео де Мерод, красавица Отеро, Диана де Пужи, Режан и другие этуали французской сцены, так что скромный в прошлом уроженец Шовиньи вынужден был нанять себе многочисленных помощников. Его супруга сумела наладить порядок, при котором были введены особые тарифы за срочность и дополнительные услуги, так что семья Грато вскоре разбогатела настолько, что в 1897 году в возрасте сорока пяти лет Грато уже мог удалиться от дел и прожить остаток своих дней совершенно безбедно. Для ознакомления с новым способом завивки профессионалы из других стран предпринимали путешествия в Париж, и завивка «марсель» постепенно завоевала Европу: в 1881 году она появилась в Брюсселе, в 1885-м — в Лондоне, в 1886-м — в Петербурге, а в 1894-м — в Вене. В 1897 году описание метода Грато было опубликовано в специализированном журнале La Coiffure Française Illustrée, появился прибор для завивки «марсель», и таким образом «ондуляция» стала доступна всем профессионалам. Сам же метод активно использовался на протяжении почти пятидесяти лет. Французские парикмахеры, традиционно считавшиеся лучшими в мире, были желанными гостями и в России. «На Лубянке был Сильван, потом сделавшийся парикмахером казенных театров <…> Галис на углу Неглинной и Кузнецкого моста в доме Купеческого общества. Шамбрун в пассаже Солодовникова», — вспоминал Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» (Гиляровский 1967: 224). Как и в Москве, в Петербурге первые места тоже занимали иностранцы: в 1850 году в столице Российской империи открыл свою парикмахерскую Шарль Прево, в 1889-м — Жан Ревелен. На рубеже веков на Караванной находился магазин дамского парикмахера Гишара, а на Морской — салон поставщика императорского двора Генри Делькроа, где делали не только дамские прически, но и маникюр, массаж лица, продавали «постиши»[2], парфюмерию и шляпы. Однако уже в это время появились и русские парикмахеры, которые с легкостью могли конкурировать с заграничными знаменитостями. Особенно прославился крестьянин Калужской губернии Иван Андреев (настоящая фамилия Козырев), который в 1885 году был удостоен Большой серебряной медали Всероссийской выставки, а тремя годами позже получил высшую парикмахерскую награду от Академии Пальмы в Париже. А на Парижской Всемирной выставке 1900 года он получил сразу несколько высоких наград: «За искусство», Большую золотую медаль, Большую серебряную медаль, Золотой крест и диплом профессора Парижской академии парикмахерского искусства. Несмотря на бурное развитие парикмахерского дела, вплоть до начала ХХ века дамские мастера специализировались главным образом на свадебных и бальных прическах. Считалось, что в повседневной жизни убрать волосы вполне может хорошо обученная горничная. И только делавшая первые шаги женская эмансипация изменила ситуацию: в 1870-е годы в Соединенных Штатах и во Франции парикмахерские появились в больших универсальных магазинах и женщины стали не только вызывать парикмахера на дом, но и посещать салоны. Несколько позже подобные дамские парикмахерские появились и в России — обслуживание в них стоило в 3–4 раза дешевле, чем на дому. В те же 1870-е американка Марта Харпер открыла свой первый салон в Рочестере, Нью-Йорк, а спустя некоторое время она оказалась владелицей целой сети, насчитывавшей около 500 парикмахерских. Однако и после этого к парикмахерам обращались только в особых случаях. «Опасно доверять свою прическу парикмахеру, какая бы ни была за ним слава “артиста”; он действительно сделает вам артистическую прическу, но в ней всегда будет чувствоваться шаблон, придуманность и искусственность, между тем как, наоборот, для хорошей прически нужна известная небрежность, далекая, конечно, от беспорядка», — уверяла автор одного из популярных пособий по искусству одеваться уже в 1910-е годы (Уменье хорошо одеваться 1914: 79). И все же парикмахерское дело получало дополнительные импульсы к развитию, так что с конца XIX века в крупных городах повсеместно открывались школы, проходили съезды парикмахеров, выходили специализированные журналы, как например «Искусство причесываться» (с 1894 года) или «Русский всеобщий парикмахерский журнал» (с 1913 года). Для создания модных причесок придумывалась масса специальных инструментов и приспособлений, причем только часть из них предназначалась для профессионалов. В эпоху, когда все большую популярность завоевывали идеи демократизма, а передовые люди из общества пропагандировали жизнь без прислуги, большое значение имело все, что могло заменить труд горничных и камеристок, например «универсальная машинка для получения модной французской прически без чьей-либо помощи». В этой связи большое значение приобрели и достижения постижерного искусства. Всевозможные накладки, косы, локоны, фальшивые руло[3], бандо[4], завитушки со шпильками, заколками и гребнями были в запасе у всякой женщины. Готовые аксессуары продавались в парикмахерских и в специализированных магазинах и значительно облегчали создание прически. С конца 1850-х и практически до 1910-х годов это была гигантская индустрия. В 1859 году в одном только Лондоне было зарегистрировано 950 мастеров-постижеров, 27 мастеров по изготовлению париков и три торговца волосами, поскольку для подобных изделий использовались исключительно натуральные волосы. Небольшой перерыв в увлечении накладными волосами наступил в середине 1870-х, однако после 1885 года опять стали носить — совершенно открыто — множество локонов и всяческих накладок, хотя журналы рекомендовали использовать фальшивые волосы очень осторожно и только в случае крайней необходимости. В 1900-е годы мода на шиньоны переживала второе рождение. Это подтверждала королева детектива Агата Кристи, в девичестве Миллер, родившаяся в 1890 году: «Наступила и мне пора “выходить в свет”. У меня уже была настоящая высокая прическа в греческом стиле с большим пучком локонов, собранных на затылке и перевязанных узкой лентой. Мне очень шла эта прическа, особенно с вечерним платьем. Волосы у меня были очень длинные, я с легкостью могла бы сесть на них. Длинные волосы считались предметом женской гордости, на самом же деле эта немыслимая длина означала всего лишь, что они не слушались, постоянно выбивались из прически и прядями свисали вниз. Борясь с этим неудобством, парикмахеры создавали произведения под названием “postiche” — большой шиньон из накладных локонов. Собственные волосы пришпиливались к голове так туго, как только это было возможно, а к ним прикреплялся “postiche”» (Кристи 1997: 183). В 1910-е годы эту же тенденцию зафиксировали и обозреватели мод: «В настоящее время ни одна женщина даже не пытается скрывать, что она носит фальшивые волосы, до такой степени они вошли в обычай. Совершенно не стесняясь, женщина их показывает и говорит об их цене. Очевидно, мы возвращаемся к той моде, благодаря которой в 1873 году только во Франции было продано 6,000 пудов фальшивых волос. Косы, букли, локоны, шиньоны, всевозможные волосяные изделия для лба, надевающиеся для той или иной шляпы, все можно купить в настоящее время за самую различную цену. Причем тонкие волосы стоят гораздо дороже толстых, а длинные и белокурые ценятся выше, чем короткие и черные» (Уменье хорошо одеваться 1914: 82). Окончательно избавиться от нагромождения шиньонов и локонов помогли постепенно входившие в моду активные виды спорта — верховая езда, теннис и т.п. «Помню, однажды я носилась по полям с двумя друзьями Робина. Так как мы решили пуститься в эту прогулку в последний момент, у меня не оказалось времени даже надеть амазонку. Я была в легком летнем платье, с неподобранными волосами. Как и все девушки, я продолжала носить шиньон. Когда мы возвращались домой по проселочным улицам, прическа совершенно расстроилась, и при каждом шаге лошади я теряла один за другим свои локоны. Мне пришлось слезть, пойти обратно и подобрать их. Неожиданно это происшествие произвело самое благоприятное впечатление. Позднее Робин сказал мне, что один из самых знаменитых охотников Уоркшира, звезда, одобрительно отозвался обо мне: — Прекрасная девчушка гостит у вас. Мне понравилось, как она вела себя, когда потеряла все свои фальшивые локоны: как ни в чем не бывало. Вернулась назад и подобрала их совершенно спокойно, при этом умирала от смеха. Вот это спортсменка! Поистине никогда не угадаешь, что может понравиться людям», — вспоминала Агата Кристи (Кристи 1997: 196–197). Мировым центром торговли волосами был Париж. Отсюда и волосы, и изделия из них экспортировали во многие страны. Известно, например, что Соединенные Штаты импортировали волос почти на миллион долларов в год, а объем парижского рынка женских волос в 1862 году составлял около сотни тонн. Темные волосы покупались у французских крестьянок, а светлые — у обитательниц Германии. Процветал этот бизнес и в России: «Тогда волосы шли русские, лучше принимавшие краску, и самые дорогие — французские. Денег не жалели. Добывать волосы ездили по деревням “резчики”, которые скупали косы у крестьянок за ленты, платки, бусы, кольца, серьги и прочую копеечную дрянь» (Гиляровский 1967: 223). Именно во второй половине XIX века парики, накладные усы, бакенбарды и бороды оккупировали театральные подмостки, став одним из самых эффективных средств создания убедительного художественного образа. Ни одна роль не игралась в собственных волосах. Вот, например, какие парики предлагались в России в 1914 году: «Гамлет (из настоящих волос и ангорской шерсти), король Лир (из искусственных волос, из буйволовых волос, а также с бородой и без нее), мольеровский темный, мольеровский серый, фат пожилой, Скалозуб, рококо, Наполеон, боярин, бретонский темный, Гарпагон 2-х видов, Карл Моор, Франц Моор, Фамусов, испанский темный, резоне 4-х видов, купеческий, комик 4-х видов, простак, фат молодой» (Парики, бороды 1914). Этот длинный перечень отражает не только репертуар театров тех лет, но и широкие возможности парикмахерского искусства и уровень его востребованности. Любопытно при этом, что те же фирмы и мастерские, которые занимались театральными париками, шиньонами и накладками, предлагали и парики с современными модными прическами, которые были значительно дороже исторических. Волосы покупали и с другой целью. Женщины из общества, как правило, проводили весь день дома, много времени посвящая не только уходу за собой, но и всевозможным дамским рукоделиям. Особенно модным с середины XIX столетия стало плетение из волос. Цепочки, браслеты, кошельки и прочие сентиментальные сувениры должны были напоминать о той, из чьих волос они были сплетены или связаны. В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне, в специально построенном Хрустальном дворце, среди экспонатов Английского отдела был один довольно курьезный — чайный сервиз, сделанный целиком из волос. Во Французском отделе всеобщее внимание привлекал выполненный из человеческих волос портрет королевы Виктории. Репортеры уверяли, что он был сделан столь тонко и убедительно, что его невозможно было отличить от рисунка сепией. Автором его был М. Леммоньер (или Леммонье) — французский ювелир, который в 1850-е годы разработал специальную технику плетения из натуральных волос и изготавливал таким образом браслеты, рукояти кинжалов, чехлы для флаконов, гребни и украшения для причесок. В целом вторая половина XIX века отмечена большим разнообразием причесок, которые теперь стали зависеть не только от моды и индивидуального стиля кумиров времени, но и от возраста, овала лица, формы носа и подбородка, и даже от цвета волос. «Белокурые волосы можно носить очень пышными, чтобы они, в виде ореола, обрамляли лоб; черные же должны лежать более спокойно, в классических линиях, иначе, при обилии волос, может получиться впечатление громадной головы, чего никогда не бывает с белокурыми волосами, которые, благодаря своей пышности и воздушности, как венцом окружают головку легким венком», — такие рекомендации давали дамам уже в 1910-е годы (Уменье хорошо одеваться 1914: 80). Кроме того, фасон прически зависел и от времени суток и «от случая». Общепринятым было причесываться дважды в день. Утром убирали голову довольно просто и так ходили до вечера, когда наставала пора причесываться к обеду, балу или, как в Великобритании и некоторых штатах США, к пятичасовому чаю. Ну и конечно же, прическа подчинялась моде: не только каждый год, но почти каждый месяц приносил какие-либо новинки. Основу женской прически 1850-х годов составляли косы разнообразного плетения. Волосы разделялись спереди прямым пробором, а сзади косы убирали в узел, «улиткой», «пуфами» и т.п. Чаще всего такую прическу носили дома, а ленты были единственным ее украшением, так же как и украшением утренних шляп. Нередко уложенные косы прятали в сетку, сплетенную из разноцветных шелковых нитей или волос и украшенную бусами. Вечерняя прическа была сложнее и включала различные локоны. При переодевании к обеду прическу нередко украшали цветами, натуральными или искусственными. Дамы в возрасте декорировали голову небольшими наколками из черной тафты, кружевами и блондами, пожилые носили чепцы. С середины 1850-х годов волосы стали разделять на две части где-то посередине головы и сзади оформлять в виде банта, улитки, сложного узла, а по бокам старались придать им пышность, начесывая, завивая или укладывая валиками. «Историзм» в архитектуре и прикладном искусстве неожиданно проявился и в искусстве убирать волосы. В конце 1850-х в прическах нередко воскрешались образы XVII века — с локонами вокруг лица и шиньонами сзади, а в 1860-е появились отдаленные напоминания греческих причесок, позднее — заимствования из Cредних веков. Головы украшали то диадемами, то небольшими коронами «в греческом стиле», то гирляндами цветов. В начале 1850-х экстравагантные француженки пытались вновь ввести в моду пудру для волос, в особенности золотую (для брюнеток) и серебряную (для блондинок). В первое время эта мода светских львиц и кокоток не получила большого распространения в Европе, хотя подобные примеры встречались в США после Гражданской войны. Однако уже в 1860-е пудра для волос использовалась очень активно, тогда же появился и обычай душить волосы, правда, к нему чаще прибегали кокотки, а не дамы из общества. После революции 1848–1849 годов Париж вновь вернул себе значение мирового центра стиля и роскоши. Расцвет парикмахерского искусства в период Второй империи оказался связан с новым витком моды, с появлением знаменитых парижских портных. Персоной номер один в мире моды стала императрица Евгения, а ее Пигмалионом — английский портной Чарльз Фредерик Ворт, которому приписывают изобретение кринолина и турнюра[5]. Действительно, пышные, растянутые на каркасе юбки с легкой руки французской императрицы Евгении и ее верного портного Ворта превратились в настоящее бедствие, вынудившее изменить не только форму мебели для сиденья, но и некоторые правила этикета. Нахальный кринолин требовал, чтобы ему везде уступали дорогу. А вот прическа, в противоположность юбке, имела более скромный вид, хотя и стала более широкой и объемной, по сравнению с 1850-ми годами. Обязательный прямой пробор в середине 1860-х постепенно выходил из моды, волосы зачесывали назад и завивали, взбивали вокруг лица или делали косой пробор. Молодые женщины стали открывать уши (у пожилых дам уши были прикрыты прядями волос), а завитки волос носили на висках. Сзади волосы собирали в различные виды пучков и «гнезд», убирали в сетку, располагая их все ниже на затылке. В середине 1860-х прически стали асимметричными, переплетения волос — более сложными, а вечерние прически обязательно открывали шею. Императрица Евгения вела моду на украшение причесок сделанными из драгоценных камней и эмали бабочками и пчелками, чучелами настоящих колибри с глазками из бриллиантов. Усыпанные драгоценными камнями гребни так и назывались ― «а-ля императрица». Гребнем скрепляли узел на затылке, им же присоединяли шиньон. К концу десятилетия целые каскады локонов спадали сзади на шею и плечи. Это был редкий и короткий период в истории, когда в моде были темные волосы и брюнетки того особого пикантного типа, который запечатлен на полотнах импрессионистов или, к примеру, в «Незнакомке» Ивана Крамского. А поскольку седина в темных волосах особенно заметна, именно в это время стала активно применяться краска для волос. Причем к окраске волос прибегали и мужчины, желавшие выглядеть моложе, а особенно часто красили усы и бороды. Использование краски осуждалось строгими моралистами как крайне глупая и вредная практика, наносящая ущерб здоровью и кошельку. Однако мода всегда сильнее доводов разума. Смешной турнюр, получивший распространение в дамской моде в 1870-е годы, в прическе уравновешивался массой волос, собранных на верхушке головы или на затылке — целым каскадом разнообразных локонов. Те, кто носил свои волосы, укладывали косы вокруг головы наподобие диадемы. При создании высоких причесок использовались разнообразные каркасные конструкции из металлической проволоки. И даже шляпная мода существенно изменилась: на смену шляпкам боннет пришли маленькие шляпки, которые водружались на самый верх прически и сдвигались немного вперед. Пробор окончательно вышел из моды, волосы зачесывали назад, по обе стороны от лица завивали и взбивали, иногда поднимали надо лбом закрученные валики и локоны. Нередко короткими завитками прикрывали лоб, иногда выстригали самую настоящую челку. Придававшие прическе аккуратность сетки почти совсем вышли из употребления, но в качестве украшений продолжали использовать декоративные шпильки и булавки с головками в виде насекомых или же резные шпильки из янтаря и перламутра. Из цветов наиболее охотно использовались ветви и длинные побеги: вьюнки, клематисы, вьющиеся розы и т.п. В 1872 году в моде было украшать прическу лентами, концы которых спадали на плечи. Иногда на спину спускали несколько длинных локонов. Торговля по-прежнему предлагала всевозможные краски для волос, но популярным стал золотой цвет, а люди из общества перестали скрывать седину. Употребление краски порицалось обозревателями журналов мод, составителями различных пособий по этикету и по искусству одеваться. К тому же давало себя знать несовершенство красок, из-за чего многие рисковали выглядеть смешно, «напоминая зебру», когда окраска была сделана некачественно. Женщины отращивали волосы все длиннее и длиннее, у некоторых они доходили до колен или даже до земли, и только первые поборницы женской эмансипации (в России — нигилистки и слушательницы открывшихся в 1878 году Бестужевских курсов) рисковали стричь волосы, подвергаясь насмешкам и общественному порицанию. В эпоху господства стиля модерн, в 1890–1900-е годы, женские волосы сделались не просто предметом гордости их обладательниц, но и объектом творческой рефлексии: длинные волосы и локоны стали непременной частью орнаментов и декоративных работ в стиле модерн. Ими отмечены произведения английских прерафаэлитов, а после них — художников-символистов. Целые волны женских волос изображались на плакатах Альфонса Мухи и Томаса Стейнлена. Многословные описания причесок встречались на страницах романов Марселя Пруста и Джона Голсуорси, а весь мир был покорен «гибсон герл» — образом красавицы с густыми волнами волос, созданным американским журнальным иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном. Любопытно при этом, что едва ли не впервые в истории европейской цивилизации модными оказались ярко-рыжие волосы. Однако в обычной жизни, за пределами мира художественных грез и фантазий, никто не носил распущенных волос до пола и не путался в густых локонах, за исключением тех персонажей художественной сцены, которые, как например Зинаида Гиппиус в России, отводили себе роль «декадентской мадонны». Действительность была скромнее. В 1890-е вместе с закрытыми платьями пришла и мода на волосы, собранные на макушке или на затылке в петлю, «пирожок», «гнездышко» и т.д. Многочисленные и многообразные виды завивки прошедших десятилетий канули в Лету. Готовую, довольно объемную, прическу оформляли при помощи щипцов «волнами» (волна — один из излюбленных мотивов модерна). В большинстве случаев для придания объема и «волн» использовались еще и дополнительные проволочные, картонные и роговые каркасы, а также фальшивые волосы. Объемные прически эпохи модерн влияли и на особенности дамских шляп того времени: их делали с чрезвычайно широкой тульей, поскольку такую шляпу надевали не столько на голову, сколько на прическу. Украшали такую прическу черными широкими лентами или бантами. Аксессуарам для волос вообще уделялось большое внимание. Популярностью пользовались наборы из шпилек и гребней. В моде были настоящие черепаховые гребни, в ряде случаев повторявшие форму высокого испанского гребня, но украшенного орнаментом в «новом стиле» или изображениями цветов. Стоили они недешево, вспомним, например, рассказ О’Генри «Дары волхвов». А поэтесса Ирина Одоевцева писала, как Николай Гумилев рассказывал ей о рождественском подарке Анне Ахматовой, который в числе прочих предметов включал и черепаховый гребень с шишками: «…я знал, что она о нем давно мечтает» (Одоевцева 1998: 544). Прически для вечера и бала, кроме гребней, украшали эгретами[6], чучелами птиц или цветами: молодые женщины — крупными (розами, хризантемами, гвоздиками), а девушки — зелеными побегами или мелкими цветочками. В 1910-е годы в моду вошли широкие полосы ткани, вышитые бусами, золотом, стеклярусом и т.п., и повязки из металлического газа. Совершенно вышел из употребления чепец — даже очень пожилым дамам рекомендовалось украшать голову эгретами, гребнями «или, наконец, несколькими шпильками с алмазами» (Уменье хорошо одеваться 1914: 84). Характер прически постепенно менялся. Мода на античность, неоклассицизм в искусстве и вакхические танцы Айседоры Дункан сформировали новый тип убранства головы. Прическа уже не была высокой, волосы часто разделяли пробором посередине, опускали на лоб, закрывали ими уши и закручивали в разнообразные узлы низко на затылке. Ее декорировали разнообразными повязками и даже фальшивыми жемчужными бусами, которые в это время вошли в моду. Именно такие «восточные» прически украшают головы femme fatale — первых звезд немого кино, искусства, которому в ХХ столетии суждено было завоевать мир. Свою роль здесь сыграли «Русские балеты» и главный чародей балетной сцены тех лет — Лев Бакст, сделавшийся в 1910-е годы одним из законодателей мировой моды. Его балеты «ориентального» цикла («Шахерезада», «Пери», «Синий бог») неожиданно вызвали моду на горячий южный дым и головные повязки с длинными подвесками. Возобновление балета «Клеопатра» (первая постановка в 1909 году) в Париже привело к неожиданному увлечению цветными париками. Придуманный Бакстом синий парик главной героини тут же вошел в моду. Зимой 1913–1914 годов, вслед за Парижем, волна балов в цветных париках захлестнула и Петербург. В Париже Соня Делоне представляла красные и зеленые парики, которые дополняли ее «симультанные» платья и костюмы. Между тем уроженец Лодзи парижский парикмахер Антуан в своей книге Antoine by Antoine, которая увидела свет в Лондоне в 1946 году, уверял, что это именно он ввел в моду парики оранжевого, голубого, пурпурного, изумрудно-зеленого цвета, а также абсолютно белоснежные. Эстет Антуан вообще обожал белый цвет: окружал себя белыми душистыми цветами и носил белоснежный шелковый фрак. Да и любой парижский парикмахер в 1910-е годы напоминал не столько обслугу, сколько джентльмена. Фрак считался особым шиком, причем в подобного рода одежде выполнялись и самые сложные и «грязные» виды работы, как например окрашивание волос, завивка и т.п. Если сложное убранство женских головок во второй половине XIX века убеждает в том, что у дам было много свободного времени и немалые средства, то мужские прически этого периода демонстрируют практицизм и деловитость. Во второй половине XIX столетия произошел окончательный отказ от париков. Даже в Великобритании, где парик долгое время оставался частью обязательного костюма судьи, в 1868 году законники частенько его не надевали. Правда, это чаще объяснялось беспрецедентной жарой, чем стремлением сломать столетнюю традицию. Именно в это время установился некий стандарт приличного человека — обязательная короткая стрижка для мужчин, которая могла иметь разную форму и разную длину. Например, в 1850-е годы волосы, как правило, закрывали уши. Открывать уши одним из первых в России стал император Александр II, который слыл красавцем. К концу столетия все, кроме пожилых людей, носили совсем короткие стрижки. Только нищие, люди из простонародья и представители богемы: музыканты, поэты, художники — носили довольно длинные волосы. Актеры еще и брились. «Для начала и для того, чтобы больше походить на актера, я даже сбрил бороду и усы», — значительно позже вспоминал Александр Бенуа о своем увлечении мейнингенцами в молодости (Бенуа 1993: 165). В середине столетия волосы чаще имели боковой пробор или зачесывались назад, однако делали также и пробор посередине. Короткие мужские прически были разных фасонов. Пособия по этикету и хорошим манерам советовали мужчинам выбирать прическу, форму бороды и усов, руководствуясь исключительно соображениями гармонии, овалом лица, формой носа, ушей и т.п. Во второй половине 1870-х годов пришла мода на прическу «а-ля Капуль». «Он маклер, биржевой заяц, дирижер в танцах, комиссионер, шафер, кум, плакальщик на похоронах и ходатай по делам. Иванову известен он как рьяный консерватор, Петрову же — как отъявленный нигилист. Радуется чужим свадьбам, носит детям конфеты и терпеливо беседует со старухами. Одет всегда по моде и причесан a la Капуль» — так начинается рассказ Антона Чехова «Делец». Эта прическа, включавшая короткий затылок и волосы, разделенные спереди прямым пробором и уложенные полукружьями, обязана своим названием известному французскому тенору Жозефу Капулю, очень популярному в 1870–1980-е годы и даже выступавшему в Петербурге. В дальнейшем она прочно ассоциировалась с образом франта и дамского угодника и в этом качестве продержалась удивительно долго. В России ее подхватили даже приказчики и мелкие купчики, просившие парикмахеров: «Чтобы без тятеньки выходило а-ля-капуль, а при тятеньке по-русски» (Гиляровский 1967: 221). В 1900–1910-е годы в мужской прическе особенно ценился идеальный пробор, который порой даже специально протравливали сильными химическими средствами. Офицеры российских гвардейских полков в 1911 году «почти все были причесаны одинаково, с гладко зализанным и лощеным английским пробором» (Трубецкой 1991: 22). При этом следует добавить, что существовали специальные военные парикмахеры, обслуживавшие только офицеров того или иного полка. На этом фоне заметно выделялись прически артистической богемы. Блок с нимбом вьющихся волос, Вячеслав Иванов с золотым пухом на голове в подражание немецкому профессору Моммзену или Георгий Иванов: «Рядом с ним Георгий Иванов, как всегда подчеркнуто элегантный, насмешливый, с челкой до бровей. Мне очень не нравится эта челка, хотя ее и придумал «сам Судейкин» (Одоевцева 1998: 411). Причесывание на людях, столь популярное в прошлые века, теперь было несовместимо с представлением о хороших манерах, поэтому, стремясь сохранить безукоризненную прическу, волосы при любом фасоне помадили и бриолинили так отчаянно, что антимакассары — салфеточки, пришпиленные по моде того времени булавками к спинкам диванов и кресел, — были просто необходимы. Специальные помады, обладавшие к тому же подкрашивающим эффектом, например фабру, применяли также для усов, бород и бакенбардов. В 1850-е годы борода и усы вернули себе утраченные было позиции. Возвращение бороды было далеко не безболезненным. В английской и французской прессе по этому поводу разгорались настоящие баталии. К усам общество было более благосклонно. Например, с удовольствием ухаживал за своими усами Чарльз Диккенс, который признавался, что без них «жизнь была бы пустой». Дело закончилось тем, что в 1850-е годы установилась довольно аккуратная форма полной бороды, от уха до уха, — но только по нижнему краю выбритого подбородка. К 1858 году борода стала нормой, хотя многие предпочитали ей бакенбарды или усы. Бакенбардов существовало несколько видов: «бараньи котлетки», «плакальщики», «сапог», «а-ля Франц Иосиф» и др. Иногда, как у Александра II, они соединялись с усами. В 1860–1870-е годы бороды заметно увеличились в размере. Именно к этому времени относятся густые бороды Карла Маркса, Джузеппе Гарибальди, Чарльза Дарвина, Генри Лонгфелло, Петра Кропоткина, российского императора Александра III и американских генералов времен Гражданской войны. Впрочем, были и более аккуратные бородки Луи Пастера и Антона Чехова. На прическу и форму бороды и усов влияла не только мода, но и убеждения. Иван Тургенев, например, стригся «а-ля мужик», что неудивительно в период увлечения славянофильством. А мужская борода в России и вовсе стала своеобразной демонстрацией собственных политических взглядов и общественного статуса. Славянофилы, народники и ревнители всего «русского» предпочитали окладистую бороду лопатой. Короновавшийся на престол в 1883 году император Александр III именно за такой фасон бороды получил прозвище «дворник». Причем специальным указом от 1882 года он разрешил носить прежде запрещенные бороды и в армии, и во флоте, хотя студентам и усы, и бороды категорически запрещались. Либералы и «западники» предпочитали эспаньолки («испанские» бороды) и ван-дейковские бородки. Были также бороды «ласточкин хвост», «императорская» и «козлиная», которую в США называли «дядюшка Сэм». Усы носили также самых разнообразных фасонов: щеточкой, «а-ля Вильгельм», как у немецкого кайзера и др. В 1870-е на пике моды были маленькие, подкрученные кверху усики, позднее — усы, напоминавшие велосипедный руль. Бороды постепенно исчезали: в 1890-е годы они оставались только у стариков и пожилых людей, а молодежь решительно от них отказалась. В кругу художников «Мира искусства», которые, в отличие от мастеров предыдущего поколения, передвижников, подчеркнуто подавали себя как светских людей, бороду носил только Александр Бенуа, претендовавший на роль идейного лидера группировки, современники отличали у него «стремление разыгрывать доброго дядюшку». Существовали и региональные моды: так, в США совсем не носили бород, а во Франции, наоборот, борода пользовалась популярностью. С началом нового столетия произошел окончательный отказ от бороды, бакенбардов, а иногда и от усов тоже. Регулярное бритье стало насущной необходимостью, однако решалась эта проблема по-разному. Корреспонденты парикмахерских журналов уверяли, что в Англии из трех человек один бреется самостоятельно, тогда как во Франции и один из сорока не знает, что это такое — бриться самому. В России в военной среде брить офицера было обязанностью денщика, а штатских брили либо специально обученные слуги, либо мастера общественных парикмахерских, посещение которых для многих мужчин превратилось в ежедневный ритуал. К концу XIX столетия лучшие мужские бритвы делали в Золингене и Ремшейде в Германии, однако их конструкции почти ничем не отличалась от лезвий цирюльников Древнего Востока. Но в 1895 году было сделано изобретение, которое перевернуло мир, по крайней мере мужской мир. Американец Кинг Кемп Жиллетт, агент по продажам успешной компании Baltimore Sea, производившей штопоры и пробки, сформулировал идею одноразовой бритвы, т.е. станка со сменным лезвием. Однако ему пришлось немало потрудиться и потратить почти 25 тысяч долларов, прежде чем его изобретение получило наконец реальное воплощение. Первые одноразовые бритвы марки Gillette появились в 1903 году, а уже в 1908 объем продаж компании превысил 13 миллионов долларов. Разразившаяся в 1914 году Первая мировая война доказала преимущества нового изобретения: эти бритвы были гигиеничны, дешевы и ими каждый мог пользоваться сам. Последнее было немаловажно, ведь полковые брадобреи тоже встали под ружье. Вскоре началась новая эра в истории человечества — эра телевидения, ядерной энергии, полетов в космос. Гладко выбритые подбородки и дамские стрижки (верный признак первых эмансипе и одновременно одна из самых ярких отличительных черт женской прически ХХ века) стали одним из проявлений популярной идеи равенства полов и равенства вообще, т.е. дальнейшего развития традиционной западной демократии. Литература Бенуа 1993 — Бенуа А. Мои воспоминания. М., 1993. Т. 1. Гиляровский 1967 — Гиляровский Вл. Сочинения в 4 т. М. 1967. Т. 4. Кристи 1997 — Кристи А. Автобиография. СПб., 1997. Одоевцева 1998 — Одоевцева И. Избранное: Стихотворения. На берегах Невы. На берегах Сены. М., 1998. Парики, бороды 1914 — Парики, бороды, бакенбарды, усы и современные прически. М., [1914]. Трубецкой 1991 — Трубецкой В. Записки кирасира. М., 1991. Уменье хорошо одеваться 1914 — Уменье хорошо одеваться. М., 1914. [1] Во многом это было связано с тем, что средства, «восстанавливающие естественный цвет волос», содержали свинец. [2] От фр. postiche — накладные волосы. [3] Валик из волос; от фр. rouleau — рулон, сверток. [4] Лента для волос; от фр. bandeau — повязка. [5] Турнюр — фасон дамского платья с выпуклым возвышением под задней частью юбки ниже талии. [6] Украшение для дамской прически в виде пучка длинных перьев, от фр. aigrette — хохолок (у птиц). Юлия Демиденко 10 августа 2007, 06:00 http://www.polit.ru/research/2007/08/10/demidenko_print.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
anomaliya Опубликовано 27 декабря, 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 27 декабря, 2008 Из Истории Европейских Причесок,забытые фрегаты и аллонжи. Фонтанж(фото 1)-название в честь фаворитки короля Анжелики де Руссиль-Фонтанж, которая на охоте подвязала себе волосы кружевом. на следующий день весь французский двор обратился в новую моду. У некоторых дам фонтанжи достигали 50-60 сантиметров. На смену массивным фонтанжам пришла простая скромная прическа... - "бабочка", "тайна", "неженка"- слегка припудренная прическа, украшенная букетиками или кружевом (фото 3). Белль Пуль-знаменитый фрегат, выигравший битву стал законодателем мод на прически при дворе Марии-Антуанетты. Также дамы носили на голове клумбы, чучела птиц, вазы с фруктами (фото 4). У мужчин долгое время были популярны парики аллонжи-пышные и длинные. Говорят всему виной комплекс Людовика 14 по поводу облысения (фото 5). Аллонжи со временем трансформировались в более миниатюрные бинеты (фото 6). "Крыло голубя"-2-3 ряда закрученных локонов тщательно укладывалис ь на висках. На фото Людовик 15 в парике "крыло голубя" (фото 2) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетянка Опубликовано 10 апреля, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 10 апреля, 2010 Огромное спасибо,сегодня целый день искала по инету,и у вас нашла...такую полную и интерестную версию истории) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
be_best Опубликовано 3 мая, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 мая, 2010 Розробити та виконати сучасну зачіску для вечірки на основізачісок Асіровавілонії з виконанням сучасного фарбування. Ув. мастера! Нужна Ваша помощь... скидывайте мне на емейл, инфо. svetlana_stelmakh@i.ua Буду Вам очень благодарна Либо на форум. Спс за внимание Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Заархивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.